По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9 DOI:10.33920/vne-04-2407-02

Основные направления торгово-экономического сотрудничества РФ и КНР при реализации проекта «Один пояс — один путь»

Мария Александровна Шапор кандидат экономических наук, доцент, главный эксперт управления международного развития, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, 123298, г. Москва, ул. Маршала Бирюзова, д. 2, E-mail: chursina17@gmail.com, ORCID: 0000-0002-9762-2695
Ксения Петровна Вольтер магистр Института экономики, математики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, 119333, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82, корп. 3, E-mail: ialtukh@gmail.com

В данной работе представлен анализ официальной статистической информации инвестиционных сделок Китая в Россию в рамках реализации инициативы «Один Пояс — один путь». Представленный в статье анализ позволил выявить следующие закономерности: 1) доказано, что взаимная торговля между Россией и Китаем за 2010–2023 гг. характеризуется структурными изменениями; 2) установлено, что российский экспорт в Китай за 2010–2023 гг. существенно возрос, в том числе в разрезе товарных групп; 3) обосновано, что Китай в значительных объемах экспортирует в Россию электронные технологии и машинное оборудование, а именно на 30 млрд долл. США в 2023 г., что в три раза выше, чем в 2010 г., когда сумма составила 11 млрд долл. США. В свою очередь, экспорт российского машинного оборудования в Китай потерпел резкое падение с 2022 на 2023 г. — на 37 %, что связано с санкциями Запада; 4) определено, что взаимная торговля между Россией и Китаем с 2010 по 2023 г. характеризовалась стабильностью в основных группах товаров, причем ведущей экспортируемой группой товаров из Китая в Россию было машинное оборудование (от 40 до 45 % от общего объема). Помимо этого, перевозки (транспортировка) и другие товары, такие как текстиль, химическая продукция, металлы, пластмасса и каучук, обувь и головные уборы, также имели значительное значение в торговле (от 3 до 8 %); 5) установлено, что энергетические ресурсы и инфраструктурные проекты играют ключевую роль в торговле между Россией и Китаем. Россия является крупным поставщиком энергетических ресурсов для Китая, а совместные инфраструктурные проекты, такие как, например, Восточный нефтепровод и Сибирско-Западный газопровод, демонстрируют стратегическое партнерство в области энергетики и транспорта между двумя странами.

Литература:

1. На, Ли. Инициатива «Один пояс, один путь» как новая модель сотрудничества КНР с Россией и странами Центральной Азии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. — 2018. — Т. 10. — № 4. — С. 382–392

2. The American Enterprise Institute [Электронный ресурс]. URL: https://www.aei.org/china-global-investment-tracker/ (дата обращения: 24.03.2024)

3. Рахимов, К. Х. Шанхайская организация сотрудничества как институциональная основа в реализации китайского проекта «Один пояс и один путь» и международная юридическая поддержка безопасности и интеграции в евразийском пространстве // Сборник материалов конференции «Тренды мировой миграции — 2020: безопасность, здравоохранение и интеграция». — М.: РУДН, 2020. — С. 133–143

4. Россия и Китай провели рекордное число совместных военных учений // Ведомости [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2023/07/16/985523-proshlom (дата обращения: 06.05.2024)

5. Путин сообщил о готовности России перейти на юани во внешней торговле // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/21/03/2023/6419c2199a794795b9604b16 (дата обращения: 26.03.2024)

6. Товарооборот РФ и Китая в 2023 году достиг рекордных $240,11 млрд // Коммерсант [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6445076 (дата обращения: 26.03.2024)

7. Изотов, Д. А. Россия и Китай: текущие проблемы торговых взаимодействий и долгосрочные перспективы сближения экономик // Власть и управление на Востоке России. — 2023. — № 3 (104). — С. 70–87

8. Trading Economics [Электронный ресурс]. URL: https://tradingeconomics.com/ (дата обращения: 09.03.2024)

9. The Observatory of Economic Complexity [Электронный ресурс]. URL: https://oec.world/ (дата обращения: 09.03.2024)

1. Na, Li (2018). Initsiativa "Odin poias, odin put’" kak novaia model’ sotrudnichestva KNR s Rossiei i stranami Tsentral’noi Azii [One Belt, One Road Initiative as a new cooperation model of the PRC with Russia and Central Asia countries]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Vseobshchaia istoriia [RUDN Journal of World History]. Vol. 10, no. 4, pp. 382–392. (In Russian)

2. The American Enterprise Institute (2024). — Available at: https://www.aei.org/china-global-investment-tracker/ (accessed: 24.03.2024)

3. Rakhimov, K. H. (2020). The Shanghai Cooperation Organization as An Institutional Framework for the Implementation of The Chinese Project "One Belt and One Road" And International Legal Support for Security and Integration in The Eurasian Space. In: Materials of the conference "Global Migration Trends 2020: security, health and integration". Moscow: RUDN, pp. 133–143. (In Russian)

4. Vedomosti (2023). Russia and China held a record number of joint military exercises. — Available at: https:// www.vedomosti.ru/politics/news/2023/07/16/985523-proshlom (accessed: 24.03.2024). (In Russian)

5. RBC (2023). Putin announced Russia’s readiness to switch to the yuan in foreign trade. — Available at: https://www.rbc.ru/economics/21/03/2023/6419c2199a794795b9604b16 (accessed: 26.03.2024). (In Russian)

6. Kommersant (2024). Trade turnover between Russia and China in 2023 reached a record $240.11 billion. — Available at: https://www.kommersant.ru/doc/6445076 (accessed: 26.03.2024). (In Russian)

7. Izotov, D. A. (2023). Rossiia i Kitai: tekushchie problemy torgovykh vzaimodeistvii i dolgosrochnye perspektivy sblizheniia ekonomik [Russia and China: current problems of trade interactions and long-term prospects for economic convergence]. Vlast’ i upravlenie na Vostoke Rossii [Power and governance in the East of Russia]. No. 3 (104), pp. 70–87. (In Russian)

8. Trading Economics. — Available at: https://tradingeconomics.com/ (accessed: 09.03.2024)

9. The Observatory of Economic Complexity. — Available at: https://oec.world/ (accessed: 09.03.2024)

Дата поступления рукописи в редакцию: 25.04.2024

Дата принятия рукописи в печать: 23.05.2024

Китайская инициатива «Один пояс — один путь» (далее — Китайская инициатива «Один пояс — один путь», ОПОП) c момента своего запуска более десяти лет назад значительно расширила свое присутствие, охватывая теперь также Африку, Океанию и Латинскую Америку, что позволило Китаю значительно укрепить свое экономическое и политическое влияние в большей части мира. Первое упоминание проекта было в ходе официальных визитов в Казахстан и Индонезию в 2013 г., когда Председатель КНР Си Цзиньпин представил амбициозный проект, впоследствии ставший известным как ОПОП.

Многие аналитики воспринимают эту инициативу как тревожный знак в связи с активно усиливающимся влиянием Китая, особенно учитывая, что стоимость инфраструктурных проектов значительно увеличилась, вызывая рост оппозиционных настроений в некоторых странах. В то же время Соединенные Штаты поддерживают опасения некоторых азиатских государств относительно того, что инициатива ОПОП может служить инструментом для регионального и военного расширения Китая под видом экономического развития. Например, Президент США Джо Байден продолжает поддерживать скептическую точку зрения, унаследованную от своих предшественников, касательно действий Китая. Также Вашингтон сталкивается с трудностями в предложении участвующим в проекте государствам альтернативного и более привлекательного экономического плана.

В отношении России Китай имеет долгую историю политического и экономического взаимодействия — обе страны продвигают общие интересы в различных международных организациях, включая Совет безопасности ООН, ШОС, БРИКС, G-20 и АТЭС, где они являются постоянными членами. Государства Центральной Азии также представляют особый интерес для Китая. Во-первых, с точки зрения обеспечения безопасности, учитывая граничащий с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном Синьцзян-Уйгурский автономный район, где имеются сепаратистские настроения. Во-вторых, с точки зрения ресурсного потенциала, учитывая растущие потребности китайской экономики, активизацию энергетического сотрудничества с центральноазиатскими республиками.

Для Цитирования:
Мария Александровна Шапор, Ксения Петровна Вольтер, Основные направления торгово-экономического сотрудничества РФ и КНР при реализации проекта «Один пояс — один путь». Международная экономика. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: