— Нина, какие тенденции можно наблюдать в современной архитектуре Японии и Китая? Вы не раз бывали в этих странах, поделитесь!
— Тенденций в архитектуре Японии и Китая великое множество. Но я бы, в первую очередь, выделила активное освоение собственных, местных традиций. Правда, эти две страны представляют собой два примера разного подхода к традициям, к их актуализации.
Если мы возьмем Китай, то здесь в последнее десятилетие чрезвычайно ярко проявляется тенденция —причем не только в архитектуре, но и в градостроительстве — к имитации собственного архитектурного наследия.
Строятся целые кварталы — не реставрируются, а именно строятся! — в духе традиционной китайской архитектуры. И это присуще как крупным мегаполисам, так и маленьким историческим городкам — таким, как, например, Пиньяо. Там, внутри крепостных стен, невозможна современная застройка в том виде, в котором мы ее понимаем. И львиная доля домов здесь — в историческом духе.
Возьмем достаточно крупный китайский город — Датун. И тут мы увидим ту же особенность. Я была удивлена, когда в центре Датуна обнаружила целую площадь, застроенную в духе традиционной китайской архитектуры, с масштабным использованием дворцового стиля.
И эта тенденция транслируется на многие китайские города. Причем китайцы считают такое строительство экономически оправданным — ведь это привлекает туристов в китайскую глубинку. Они едут сюда, чтобы посмотреть на традиционную архитектуру, пусть и сделанную совсем недавно.
У китайцев вообще любопытное отношение к историческому наследию. Для них новодел также обладает ценностью. Новое строительство в духе традиционной архитектуры они ценят так же высоко, как и подлинники. В Китае никогда не будут подчеркивать, что та или иная постройка лишь стилизована под старину.
…Не так давно мы с китайскими профессорами — гостями Москвы — ездили в усадьбу Царицыно. Я, какисторик архитектуры, пыталась ввести разделение: «Вот это сохранилось», «…А это отреставрировано», «А это построено заново». Как оказалось, для них эта информация не имеет никакого смысла. Они с огромным восхищением и пиететом взирали на «царицынский новодел» (как известно, дворец в Царицыно — это на 90 % новое сооружение). Для них это было очень ценно — пусть и полностью реконструировано.