По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 343.148.63

Основные методы определения скорости движения трехколесных транспортных средств при ДТП

Д. М. Лучков E-mail: luchkovdm@mail.ru

При анализе фактических значений замедления трициклов, являющимся одним из основных тормозных его характеристик, и от значения которого во многом зависит итог автотехнической экспертизы, (расчет технической возможности избежать ДТП), можно отметить, что экспертные организации не располагают информацией о параметрах замедления современных трициклов, при этом в Российской Федерации до сих пор действует ГОСТ 6253-78, в котором методы испытаний мотоциклов не соответствуют современному уровню развития как отечественного, так и зарубежного мотостроения [1–7].

Литература:

1. Арабули Ю. Г. Использование в экспертной практике экспериментально-расчетных значений параметров торможения мототранспортных средств: метод. Рекомендации. М.: ВНИИСЭ, — 1990. С. 142–145.

2. Евтюков С. А., Брылев И. С. Проблемы проведения автотехнических экспертиз с участием мотоциклистов/Фундаментальные и прикладные науки NorthCharleston, SC, USA — 2013. б/н — С.125–129.

3. Брылев И. С., Евтюков С. А. Обзор существующих методик расчета скорости двухколесных транспортных средств // Современные проблемы науки и образования №6 2013. — С. 1–8.

4. Брылев И. С. Экспериментальные исследования параметров установившегося замедления и тормозного пути транспортных средств категории L3 // Мир транспорта и технологических машин. Орел, 2014. №4 С. 125–130.

5. Брылев И. С. Оценка погрешности расчетов скорости движения мотоциклов на стадии сближения / Вестник гражданских инженеров СПБГАСУ №6(47), — 2014. — С. 178–182.

6. Брылев И. С. Экспериментальные исследования параметров замедления транспортных средств категории L3 // Вестник гражданских инженеров СПБГАСУ/ №2(49), — 2015. — С. 131–137.

7. Брылев И. С., Евтюков С. А. Алгоритм корректировки нормативных значений времени нарастания замедления, установившегося замедления двухколесных механических транспортных средств // Мир транспорта и технологических машин. — №3 (50). — 2015. — С. 3–12.

8. Брылев И. С., Евтюков С. С. Расчетная оценка параметров процесса торможения транспортных средств категории L3 при реконструкции ДТП // Вестник гражданских инженеров СПБГАСУ №2(55), — 2016. — С. 181–185.

9. Брылев И. С. Проблемы механизма реконструкции ДТП по параметрам процесса торможения двухколесных механических транспортных средств / С. А. Евтюков, Г. Гинзург, С. А. Волков // Transportation research procedia volume 20, 2017, pages 212-218. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2352146517300546.

10. Брылев И. С., Евтюков С. С. Анализ коэффициента трения при боковом скольжении двухколесного механического транспортного средства на сухом и мокром асфальтобетонном покрытии // Вестник гражданских инженеров. — СПб.: СПБГАСУ — 2019. — №2(77). — С. 136–141.

11. Брылев И. С. Модель предотвращения ДТП с участием двухколесных транспортных средств / С. С. Евтюков, С. М. Грушецкий, А. Е. Пушкарев // Transportation research procedia 50. — 2020, — P. 201–210.

12. Васильев Я. В., Евтюков С. А., Брылев И. С. Структура и требования к системе автоматического уведомления о ДТП для задач реконструкции механизма ДТП / Вестник гражданских инженеров. — СПб.: СПБГАСУ — 2015. — №1(48). — С. 187–193.

13. Евтюков С. А., Васильев Я. В. Реконструкция и экспертиза ДТП в примерах — СПб.: Издательский дом Петрополис, 2012. — 323 с.

14. Евтюков С. А., Васильев Я. В. Экспертиза ДТП: методы и технологии. — СПбГАСУ. — СПб., 2012. — 310 с.

15. Kurakina E., Evtyukov S. Results of studying road construction parameters condition. Architecture and Engineering. 2018. Т. 3. №1. С. 29–37.

16. Куракина Е. В. Об эффективности проведения исследований мест концентрации ДТП / Е. В. Куракина // Вестник гражданских инженеров СПБГАСУ — 2018. — №2 (67). — С.231–237

17. Криницын А. А. Применение нормативных значений параметров торможения мототранспортных средств в экспертной практике: метод. рекомендации. — М.: ВНИИСЭ, 1987. — С. 149–152.

18. Пучкин В. А. Основы экспертного анализа дорожно-транспортных происшествий: Базы данных // Экспертная техника. Методы решений. — Ростов н/д: ИПО ЮФУ, 2010. — С. 181–192.

19. Лучков Д. М., Брылев И. С. Анализ аварийности и дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств категории L2. — ООО «Издательство «Инновационное машиностроение», «Грузовик». — М., 2024. — №9 (2024). — С. 39–42.

На экспериментальной базе ИБДД СПБГАСУ, авторами были проанализированы основные методы определения скорости движения трехколесных транспортных средств при ДТП, а именно: при сохранении линейного количества движения, при сохранении крутящего момента автомобиля, затраты кинетической энергии на образование локальных зон деформаций ТС и затраты энергии на деформацию передней вилки трицикла. Данные методы не пригодны для расчетов, так как имеют высокий уровень погрешности полученных результатов. При испытаниях на торможение, главными задачами было определение максимальных и установившихся значений замедления, трициклов отечественного и зарубежного производства [8–13].

В Российской Федерации отсутствуют значения установившегося замедления для ТС категории L5 при торможении передним тормозом, с использованием АБС и без него, с использованием дополнительных тормозных систем, торможение на нейтральной/ включенной передаче и т. д. [2–10].

Установление тормозных параметров проводилось с помощью поверенного деселерометра LWS-2MC, который предназначен для измерения замедлений, тормозного пути, времени торможения и определения начальной скорости торможения ТС различных типов. Данное устройство производит измерения автоматически при достижении заданной скорости трицикла. После выполнения измерений, устройство показывает результаты и записывает весь ход торможения в памяти [11–15].

Условия проведения эксперимента: технически исправный трицикл определенной марки и модели с различной степенью загрузки; начальная скорость движения перед торможением от 40 до 50 км/ч; торможение осуществлялось на различном дорожном покрытии (см. табл. 1, 2, 3); торможение на трицикле осуществлялось с использованием ручного, ножного тормоза, а так же с использованием и ножного и ручного тормоза одновременно (комбинированное торможение) [16–19].

Исходя из результатов экспериментов, на значение установившегося замедления трициклов влияет множество факторов, таких как техническое состояние трицикла (исправность тормозной системы, состояние шин, наличие АБС либо вспомогательных систем торможения и т. д.), состояние дорожного покрытия (наличие колейностей, неровностей, вид дорожного полотна и т. д.).

Для Цитирования:
Д. М. Лучков, Основные методы определения скорости движения трехколесных транспортных средств при ДТП. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: