Для развития экономики России необходимо повышение эффективности проводимой ЦБ РФ денежно-кредитной политики. Финансовая система страны постепенно усложняется, происходит формирование ее новых институциональных составляющих, в которых денежнокредитная политика проявляется различным образом. Требуется углубленное изучение возникающих механизмов взаимодействия основных участников денежно-кредитной политики и их усовершенствование, приведение их в согласованное состояние [1].
Возможность периодического возникновения финансово-экономических кризисов 1998, 2008, 2014 гг. и последующих периодов указывает на слабую проработку теоретических и практических аспектов разработки и реализации денежно-кредитной политики, недостаточный учет особенностей направлений развития финансовой системы и глобализации, происходящей на финансовых рынках. Центральный банк РФ является основным институтом в Российской Федерации, уполномоченным на принятие решений в области денежнокредитной политики.
В условиях посткризисной экономики усилилась актуализация разграничений полномочий ЦБ РФ и органов государственной власти [6]. Координация взаимодействия ЦБ РФ и правительства страны в области финансов, в частности Министерства финансов, имеет важное значение для денежно-кредитной системы и финансовой стабильности в стране. Во многих исследованиях отечественных и зарубежных экономистов в качестве приоритетной отмечается проблема достижения независимости Банка России от правительства в осуществлении денежно-кредитной политики и наличия преимуществ делегирования соответствующих полномочий Центральному банку. Независимость Банка России от национального правительства при реализации денежно-кредитной политики может выражаться следующим образом (таблица).
Взаимодействие Банка России и Государственной Думы РФ выражается в наличии подотчетности ЦБ РФ Государственной Думе РФ через Национальный финансовый совет (НФС). Одной из форм является ее право проводить парламентские слушания относительно деятельности ЦБ РФ [5]. Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган по управлению финансами осуществляет деятельность, которая находится в тесной взаимосвязи с деятельностью ЦБ РФ. Это касается таких аспектов, как денежное обращение, государственный кредит, рынок ценных бумаг, валютное регулирование, налоговая система, взаимодействие в бюджетной сфере (единый счет федерального бюджета — единый счет Федерального казначейства, открыт в Центробанке России) [5].