По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.6

Основные факторы укрепления национальной экономики Российской Федерации в области денежно-кредитной политики

О. С. Зиниша канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры денежного обращения и кредита, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина 350044, Россия, г. Краснодар, ул. Калинина, д. 13, E-mail: zinisha@rambler.ru
А. К. Богатырева Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина 350044, Россия, г. Краснодар, ул. Калинина, д. 13, E-mail: bohatyryova@mail.ru
К. И. Соколова Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина 350044, Россия, г. Краснодар, ул. Калинина, д. 13, E-mail: sokolovakseniyaa@inbox.ru

В проведенном исследовании авторами рассмотрена денежно-кредитная политика в рамках существующих институциональных преобразований ее формирования и реализации. Проанализированы роль и место Центрального банка Российской Федерации как основного института — проводника денежно-кредитного национального курса, осуществляемого государством. Отмечается, что акцентирование Банка России на режиме таргетирования инфляции обеспечивает определенную экономическую стабильность. Однако необходимо уделять внимание более тщательной разработке подходов при использовании данного режима антиинфляционной политики.

Литература:

1. Аникин, В.Ю. Институты государственной власти в сфере денежно-кредитной политики: их роль и инструменты регулирования / В.Ю. Аникин. — Омск: Вестник Омского университета, 2019. — 131 с.

2. Конституция Российской Федерации 2020 // СЗ РФ. — №15. Ст. 1691; Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // СЗ РФ. — 04.08.2020. — Ст. 4398.

3. Крымова, И.П. Влияние денежно-кредитной политики Банка России на финансовую стабильность: учеб. пособие / И.П. Крымова, Т.Б. Вилкова. — М.: Экономика и управление, 2019. — 205 с.

4. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cbr.ru/about_br/bankstatus/ (дата обращения: 15.12.2020).

5. Попова, И.В. Направления взаимодействия Центрального банка с Правительством / И.В. Попова. — М.: Финансовые исследования, 2020. — 75 с.

6. Сакало, Е.Ю. Модернизация механизма денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации / Е.Ю. Сакало. — М.: Финансовые исследования, 2018. — 183 с.

7. Чеботарев, В.С. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в финансовой системе государства / В.С. Чеботарев, А.В. Тимченко // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородского государственного университета России. — 2019. — №5 — С. 180–183.

Для развития экономики России необходимо повышение эффективности проводимой ЦБ РФ денежно-кредитной политики. Финансовая система страны постепенно усложняется, происходит формирование ее новых институциональных составляющих, в которых денежнокредитная политика проявляется различным образом. Требуется углубленное изучение возникающих механизмов взаимодействия основных участников денежно-кредитной политики и их усовершенствование, приведение их в согласованное состояние [1].

Возможность периодического возникновения финансово-экономических кризисов 1998, 2008, 2014 гг. и последующих периодов указывает на слабую проработку теоретических и практических аспектов разработки и реализации денежно-кредитной политики, недостаточный учет особенностей направлений развития финансовой системы и глобализации, происходящей на финансовых рынках. Центральный банк РФ является основным институтом в Российской Федерации, уполномоченным на принятие решений в области денежнокредитной политики.

В условиях посткризисной экономики усилилась актуализация разграничений полномочий ЦБ РФ и органов государственной власти [6]. Координация взаимодействия ЦБ РФ и правительства страны в области финансов, в частности Министерства финансов, имеет важное значение для денежно-кредитной системы и финансовой стабильности в стране. Во многих исследованиях отечественных и зарубежных экономистов в качестве приоритетной отмечается проблема достижения независимости Банка России от правительства в осуществлении денежно-кредитной политики и наличия преимуществ делегирования соответствующих полномочий Центральному банку. Независимость Банка России от национального правительства при реализации денежно-кредитной политики может выражаться следующим образом (таблица).

Взаимодействие Банка России и Государственной Думы РФ выражается в наличии подотчетности ЦБ РФ Государственной Думе РФ через Национальный финансовый совет (НФС). Одной из форм является ее право проводить парламентские слушания относительно деятельности ЦБ РФ [5]. Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган по управлению финансами осуществляет деятельность, которая находится в тесной взаимосвязи с деятельностью ЦБ РФ. Это касается таких аспектов, как денежное обращение, государственный кредит, рынок ценных бумаг, валютное регулирование, налоговая система, взаимодействие в бюджетной сфере (единый счет федерального бюджета — единый счет Федерального казначейства, открыт в Центробанке России) [5].

Для Цитирования:
О. С. Зиниша, А. К. Богатырева, К. И. Соколова, Основные факторы укрепления национальной экономики Российской Федерации в области денежно-кредитной политики. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: