Нефтесервисный сегмент нефтегазового рынка России в настоящее время работает в самых сложных для него условиях пандемии коронавируса на фоне нестабильной геополитической ситуации в мире. На передний план перед отечественными нефтесервисными компаниями выходят застарелые структурные проблемы:
• недостаточные для развития бизнеса ставки на услуги, относительно закрытый рынок, высокая капиталоемкость бизнеса при высокой стоимости заемного капитала;
• высокая технологическая сложность и относительная уникальность каждого нового объекта производства;
• значительная географическая распределенность объектов работ, требующая высокого уровня качества управления логистикой и запасами материально-технических ресурсов;
• высокий класс опасности производства, определяющий высокие требования к системе управления охраной труда.
При этом операционная эффективность большинства компаний рынка РФ значительно ниже двух третей лидеров рынка, а ряд игроков находятся в зоне около нуля и убыточной области [1, с. 60].
Стоит отметить, что даже компании — лидеры нефтесервисного бизнеса в России испытывают стресс и высокие операционные риски. Консолидация нефтяной отрасли привела к появлению суперклиентов, от которых зависит судьба нефтесервисов. Этот факт предъявляет к нефтесервисным услугам новые, все возрастающие требования в плане не только эффективности ведения бизнеса, но и создания дополнительной устойчивости к внешним условиям [2, с. 64].
Современные вызовы рынка требуют повышенной производственной и управленческой дисциплины, для этого необходимы оперативный и высококачественный сбор и анализ данных о текущих операциях, их интерпретация. В новых условиях нефтесервисные компании должны быть внутренне мобилизованными, с оптимально выстроенными процессами и всегда готовыми к изменению [3, с. 19]. Эту мобильность компаниям дает цифровая трансформация, и, прежде чем перейти к поэтапному выстраиванию логики цифровой стратегии нефтесервисного предприятия, важно четко понять, что стоит за термином «цифровая трансформация». На наш взгляд, ясное объяснение этого понятия с точки зрения практического применения цифровой трансформации в бизнесе дает Д.М. Собе-Панек, совладелец и лидер консалтингового агентства «Конгру», руководитель практики «Цифровой маркетинг», а также семинара «Цифровая трансформация» для слушателей Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО: «Цифровая трансформация — это все-таки не про то, что мы какой-то процесс автоматизируем или делаем что-то более эффективно. Цифровая трансформация — это про радикальную смену бизнес-модели и того, как в принципе индустрия устроена. Во всем мире сейчас происходит фундаментальный переход власти от “продукта” к “платформе”, где становится неважным, кто и что производит, но важно, кто и как соединяет потребителя и производителя» [4].