По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2:004

Основные этапы цифровой трансформации нефтесервисного бизнеса в России

Марченкова В.О. ИП, Ивановская область, Россия, E-mail: barbara_marchenkova@mail.ru

Настоящая статья посвящена исследованию текущих процессов цифровой трансформации нефтесервисного бизнеса в России, анализу инновационных рисков и ключевых факторов успеха комплексного проекта трансформации.

Литература:

1. Васюков Д.Е., Тихомиров Л.И. Комплексная цифровая трансформация нефтесервисной компании / Д.Е. Васюков, Л.И. Тихомиров // Бурение и нефть. — 2019. — № 4. — С. 59–63.

2. Бабанова Ю.В., Орлов В.М., Антонян Р.С. Гибкие технологии управления предприятием в условиях цифровизации экономики / Ю.В. Бабанова, В.М. Орлов, Р.С. Антонян // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2018. — № 6. — С. 61–66.

3. Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития / А.В. Бабкин, Д.Д. Буркальцева, Д.Г. Костень, Ю.Н. Воробьев // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. — 2017. — Т. 10, № 3. — С. 9–25.

4. Собе-Панек Д.М. Цифровая трансформация — это радикальная смена бизнес-модели // legpromizdat.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://legpromizdat.ru/news/news-1179.html (дата обращения: 10.05.2022).

5. Herbert L. Digital transformation: build your organization’s future for the innovation age. Bloomsbury Publishing, 2017. — 264 p.

6. Интеллектуализация нефтегазовой отрасли РФ как двигатель разработки отечественных ИТ-продуктов // itps.com [Электронный ресурс]. — URL: http://itps.com/uploads/files/file_503.pdf (дата обращения: 12.05.2022).

Нефтесервисный сегмент нефтегазового рынка России в настоящее время работает в самых сложных для него условиях пандемии коронавируса на фоне нестабильной геополитической ситуации в мире. На передний план перед отечественными нефтесервисными компаниями выходят застарелые структурные проблемы:

• недостаточные для развития бизнеса ставки на услуги, относительно закрытый рынок, высокая капиталоемкость бизнеса при высокой стоимости заемного капитала;

• высокая технологическая сложность и относительная уникальность каждого нового объекта производства;

• значительная географическая распределенность объектов работ, требующая высокого уровня качества управления логистикой и запасами материально-технических ресурсов;

• высокий класс опасности производства, определяющий высокие требования к системе управления охраной труда.

При этом операционная эффективность большинства компаний рынка РФ значительно ниже двух третей лидеров рынка, а ряд игроков находятся в зоне около нуля и убыточной области [1, с. 60].

Стоит отметить, что даже компании — лидеры нефтесервисного бизнеса в России испытывают стресс и высокие операционные риски. Консолидация нефтяной отрасли привела к появлению суперклиентов, от которых зависит судьба нефтесервисов. Этот факт предъявляет к нефтесервисным услугам новые, все возрастающие требования в плане не только эффективности ведения бизнеса, но и создания дополнительной устойчивости к внешним условиям [2, с. 64].

Современные вызовы рынка требуют повышенной производственной и управленческой дисциплины, для этого необходимы оперативный и высококачественный сбор и анализ данных о текущих операциях, их интерпретация. В новых условиях нефтесервисные компании должны быть внутренне мобилизованными, с оптимально выстроенными процессами и всегда готовыми к изменению [3, с. 19]. Эту мобильность компаниям дает цифровая трансформация, и, прежде чем перейти к поэтапному выстраиванию логики цифровой стратегии нефтесервисного предприятия, важно четко понять, что стоит за термином «цифровая трансформация». На наш взгляд, ясное объяснение этого понятия с точки зрения практического применения цифровой трансформации в бизнесе дает Д.М. Собе-Панек, совладелец и лидер консалтингового агентства «Конгру», руководитель практики «Цифровой маркетинг», а также семинара «Цифровая трансформация» для слушателей Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО: «Цифровая трансформация — это все-таки не про то, что мы какой-то процесс автоматизируем или делаем что-то более эффективно. Цифровая трансформация — это про радикальную смену бизнес-модели и того, как в принципе индустрия устроена. Во всем мире сейчас происходит фундаментальный переход власти от “продукта” к “платформе”, где становится неважным, кто и что производит, но важно, кто и как соединяет потребителя и производителя» [4].

Для Цитирования:
Марченкова В.О., Основные этапы цифровой трансформации нефтесервисного бизнеса в России. Управление качеством. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: