В развитии экономической дипломатии нового Китая можно выделить два основных этапа. Первый этап охватывает 1949–1978 гг. В этот период правительство добивается признания КНР со стороны других государств мира, устанавливает с ними дипломатические отношения. Главным направлением первые годы является СССР. Перед экономической дипломатией стоит задача расширения двусторонней торговли, укрепления двустороннего экономического и научно-технического сотрудничества, получения от советской стороны экономической и технической помощи. Одновременно Китай стремится развивать торгово-экономические отношения с другими странами мира, в первую очередь в Азии, оказывать им посильную экономическую и техническую помощь. Особое внимание уделяется отношениям с государствами-соседями, что связано с необходимостью поддержания мира по периметру границ и обеспечения национальной безопасности. Предпринимаются усилия для противодействия укреплению международных позиций Тайваня. Отношения с США и странами Западной Европы носят в этот период сложный и противоречивый характер. С одной стороны, с материка через Гонконг выводятся активы бывших концессий и сеттльментов, вводится эмбарго на торговлю с Китаем, создается Китайский комитет («Чинком»), что приводит к возникновению так называемого бамбукового занавеса. С другой стороны, в некоторых западноевропейских странах, в первую очередь в Великобритании и Франции, верх одерживают торговые интересы. Они в одностороннем порядке отменяют эмбарго. В Китай направляются делегации представителей деловых кругов. Американская и тайваньская стороны предупреждаются, что в случае продолжения бомбардировок материка и торговых судов в ответ будет применена военная сила. Решение состоявшегося 18–22 декабря 1978 г. 3-го пленарного заседания Центрального комитета Коммунистической партии Китая 11-го созыва о том, что «экономическое строительство» должно стать главной задачей партии и правительства, ознаменовало начало нового этапа в развитии экономической дипломатии. Она стала рассматриваться в качестве важнейшего инструмента внешнеэкономической политики, начала играть все более заметную роль в общей дипломатической практике. Первым серьезным испытанием для китайской экономической дипломатии стало восстановление участия в Генеральном соглашении по тарифам и торговле и присоединение к Всемирной торговой организации. В 1982 году Пекин подал официальную заявку на получение статуса наблюдателя при Совете ГАТТ. В том же году его заявка была удовлетворена. В 1986 году он направил заявку на восстановление статуса участника соглашения. Для рассмотрения заявки при совете была создана рабочая группа. С сентября 1987 г. в Женеве в рамках группы начались многосторонние переговоры. В октябре 1993 г. правительство КНР приступило к двусторонним переговорам с участниками соглашения. В 1986 году Китай был приглашен для участия в уругвайском раунде переговоров ГАТТ. 15 апреля 1994 г. китайская делегация вместе с другими подписала Марракешскую декларацию и Соглашение о создании Всемирной торговой организации. В Пекине надеялись, что это позволит уже до конца 1994 г. добиться восстановления полноправного участия КНР в Генеральном соглашении, а с 1 января 1995 г. вместе с остальными государствами стать членом ВТО. Однако из-за позиции США и некоторых других стран этого сделать не удалось. Многосторонние переговоры продолжились. Впервые китайская делегация была приглашена для участия в них в ноябре 1995 г. В августе 1997 г. Новая Зеландия стала первой страной, с которой Китай завершил двусторонние переговоры и подписал соответствующее соглашение. 9 июля 1999 г. в Пекине было подписано аналогичное соглашение между КНР и Японией, 15 ноября – между КНР и США, 19 мая 2000 г. – между КНР и ЕС. На 18-м заседании Рабочей группы по присоединению Китая к ВТО, которое состоялось 18 сентября 2001 г., была завершена подготовка проектов итогового протокола и приложений к нему. 10 ноября в Дохе документы были одобрены соответствующей резолюцией 4-й Министерской конференции. 11 декабря 2001 г. Китайская Народная Республика стала членом Всемирной торговой организации, что означало завершение трудных переговоров, длившихся в течение 15 лет, и присоединение Китая к глобальному режиму торговли. Необходимость совершенствования механизма и методов экономической дипломатии потребовала изучения этого явления с научной точки зрения. На первом этапе влияние на взгляды китайских ученых оказали их японские коллеги, так как именно они первыми после Второй мировой войны взяли курс на «экономическую дипломатию».