Служба занятости формировалась в России в сложных условиях институционального кризиса 1990-х гг. При ее создании основное место в условиях массовой безработицы и повального обнищания населения, разрушения экономических устоев, падения целых отраслей производства отводилось поддержке граждан, лишившихся постоянного и стабильного заработка.
С этой задачей службе с переменным успехом удавалось справляться. В том числе через механизмы активных мероприятий рынка труда: общественные и временные работы, досрочное направление граждан на пенсию, переобучение (хотя, конечно, по большей части в то время приходилось переучивать высококвалифицированных специалистов на профессии, требующие существенно более низкой квалификации). Применялись и некоторые механизмы точечного субсидирования. Например, выдача безработным гражданам финансовой помощи на организацию собственного дела, предоставление грантов на оборудование рабочего места для граждан, имеющих инвалидность, и т. п.
В целом за годы своей работы служба занятости зарекомендовала себя как хороший антикризисный инструмент, способный посредством мероприятий активной кадровой политики решать возникающие на рынке труда локальные проблемы.
Между тем новые экономические реалии вкупе с устойчивыми тенденциями современного рынка труда (общий дисбаланс спроса и предложения; рост устойчивого спроса на высококвалифицированных специалистов; глобальная автоматизация и информатизация отдельных производственных процессов и связанное с этими процессами постепенное отмирание отдельных групп профессий и т. п.) ожидаемо ставят перед службой занятости и новые задачи.
Основная их суть, на которую и нацелен национальный проект, — переход от принципов исключительно социальной поддержки граждан к формированию среды для профессионального развития граждан и оперативному решению проблем работодателей через построение комплексных программ подбора, оценки и развития персонала.
В конечном итоге реформирование системы представления услуг учреждениями занятости населения должно обеспечить к 2024 г. темпы роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики на уровне более 20 %.