Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Краснодарского края в рамках научного проекта №19‑410‑230062
Одним из основных законов по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости является Федеральный закон №218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации) [2, 18], регулирующий вопросы по ведению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), представляющего собой единое хранилище достоверной информации, содержащее всю зарегистрированную на территории страны недвижимость и объединяющее реестр объектов, реестр прав, реестр границ, представленные до недавних пор в кадастре недвижимости [7, 8, 13–15]. Кадастровый учет, возникновение и переход права на объекты недвижимости подтверждаются выпиской из ЕГРН.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — это действия по внесению в государственный реестр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование или прекращение объекта учета. В соответствии с Законом о регистрации объектами учета являются: земельные участки, здания, помещения, сооружения, объекты незавершенного строительства, машино-места, единые недвижимые комплексы и предприятие как имущественный комплекс [16, 17].
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса РФ [1].
Регистрацию проводит специальный уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). При государственной регистрации фиксируется факт наличия объекта недвижимости, приводятся ее характеристики, а также сведения о субъекте права, наличии обременений, например, в результате залога или аренды.
Одним из показателей деятельности территориальных органов Росреестра является доля принятых решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) регистрации прав, причиной которых могут являться обстоятельства, прямо или косвенно указывающие на нарушение требований законодательства, в том числе при проведении кадастровых работ [6, 9–12]. В результате анализа решений о приостановлении учетно-регистрационных действий в Краснодарском крае были выявлены характерные основания приостановления учетно-регистрационных действий. Так, за 2017 год доля принятых государственными регистраторами Управления Росреестра по Краснодарскому краю решений о приостановлении осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав составила — 7,7 % (53 120 решений); в 2018 г. — 4,0 % (18 239 решений); в 2019 г. — 4,7 % (26 389 решений). В части первой данной статьи будет проведен подробный анализ причин и оснований принятых в регионе решений о приостановлении кадастрового учета объектов недвижимости, во второй части исследования будут рассмотрены причины и основания, по которым принимаются решения о приостановлении осуществления государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости. Вместе с тем, необходимо отметить, что при поступлении заявления о государственной регистрации права с одновременной постановкой на государственный кадастровый учет при наличии оснований для приостановления в части государственного кадастрового учета, решение о приостановлении учетно-регистрационных действий будет принято даже в случае отсутствия оснований для приостановления в части регистрации прав (и наоборот).