По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.13 DOI:10.33920/sel-04-2104-07

Основания и причины приостановления Государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости на территории Краснодарского края. Часть I

Осенняя А.В. зав. кафедрой кадастра и геоинженерии, канд. техн. наук, доцент, ФГБОУ ВО «КубГТУ», г. Краснодар, E-mail: avosen2910@yandex.ru
Хахук Б.А. канд. экон. наук, доцент кафедры кадастра и геоинженерии, ФГБОУ ВО «КубГТУ», г. Краснодар, E-mail: Kuban_gtu@mail.ru
Синявская В.В. магистр кафедры кадастра и геоинженерии, ФГБОУ ВО «КубГТУ», г. Краснодар, E-mail: sinyavskaya.vi@gmail.com
Коломыцев А.А. старший преподаватель кафедры кадастра и геоинженерии, ФГБОУ ВО «КубГТУ», г. Краснодар, E-mail: mills@inbox.ru

В статье отмечено, что одним из показателей эффективности деятельности территориальных органов Росреестра является доля принятых решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) регистрации прав, основаниями которых могут служить причины, прямо или косвенно связанные с несоблюдением требований законодательства, в том числе при ведении кадастровых работ. Статья содержит статистический анализ причин и оснований приостановления государственного кадастрового учета на территории Краснодарского края за 2017– 2019 гг., связанных с несоблюдением требований современного законодательства в части кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость.

Литература:

1. Гражданский Кодекс. Часть первая: федеральный закон Российской Федерации от 30.11.1994 №51‑ФЗ.

2. О государственной регистрации недвижимости: федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2015 №218‑ФЗ.

3. О кадастровой деятельности: федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 г. №221‑ФЗ.

4. Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке: приказ Минэкономразвития России от 08.12.2015 г. №921.

5. Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений: приказ Минэкономразвития России от 18.12.2015 №953.

6. Осенняя А.В., Асаул А.Н., Хахук Б.А., Кушу А.А., Хушт Н.И., Грибкова И.С., Шишкина В.А., Кислица Н.А., Куадже Е.Ч. Концептуальный подход к формированию модели кадастровой оценки недвижимости. Краснодар, 2019.

7. Осенняя А.В., Будагов И.В., Хахук Б.А., Бондаренко Е.С. Переход к единому налогообложению недвижимости в России (часть вторая). Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2017. № 4 (210). С. 139–144.

8. Осенняя А.В., Будагов И.В., Хахук Б.А., Кушу А.А. Переход к единому налогообложению недвижимости в России (часть первая). Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2017. № 3 (205). С. 98–104.

9. Осенняя А.В., Бурнашова Ю.М., Бурнашов А.В. Проблемы информационного взаимодействия при внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования земельных участков. Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2013. № 3. С. 22–24.

10. Осенняя А.В., Осенняя Е.Д., Хахук Б.А., Гура Д.А. Технический учет и инвентаризация объектов капитального строительства. Практические вопросы технического учета инвентаризации объектов капитального строительства / Кубанский государственный технологический университет. Том Часть 3. Краснодар, 2012.

11. Осенняя А.В., Хахук Б.А., Гура Д.А., Пастухов М.А. Теоретические основы кадастра недвижимости. Краснодар, 2020.

12. Осенняя А.В., Хахук Б.А., Гура Д.А., Шеина К.В., Шишкина В.А. Техническая инвентаризация объектов недвижимости. Краснодар, 2020.

13. Осенняя А.В., Хахук Б.А., Коломыцева А.А. Совершенствование методики кадастровой оценки объектов недвижимости на основе градостроительной ценности территории. Часть II. Вопросы региональной экономики. 2018. № 3 (36). С. 56–61.

14. Осенняя А.В., Хахук Б.А., Кушу А.А., Коломыцева А.А. Совершенствование методики кадастровой оценки объектов недвижимости на основе градостроительной ценности территории. Часть I. Вопросы региональной экономики. 2018. № 2 (35). С. 53–60.

15. Осенняя А.В., Хахук Б.А., Кушу А.А., Коломыцева А.А. Совершенствование методики кадастровой оценки объектов недвижимости на основе градостроительной ценности территории. Часть III. Вопросы региональной экономики. 2018. № 4 (37). С. 62–68.

16. Осенняя Е.Д., Шеина К.В., Осенняя А.В. К вопросу оценки знаний кадастровых инженеров при вступлении в саморегулируемые организации. Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2013. № 4. С. 72–73.

17. Сидоренко М.И., Шеина К.В., Осенняя А.В. Анализ изменения исходной документации при разработке технических планов зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства. Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2013. № 1–2. С. 35–36.

18. Туров Д.И., Осенняя А.В. Проблемы реализации Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» на территории Российской Федерации. Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2017. № 4. С. 345–355.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Краснодарского края в рамках научного проекта №19‑410‑230062

Одним из основных законов по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости является Федеральный закон №218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации) [2, 18], регулирующий вопросы по ведению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), представляющего собой единое хранилище достоверной информации, содержащее всю зарегистрированную на территории страны недвижимость и объединяющее реестр объектов, реестр прав, реестр границ, представленные до недавних пор в кадастре недвижимости [7, 8, 13–15]. Кадастровый учет, возникновение и переход права на объекты недвижимости подтверждаются выпиской из ЕГРН.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — это действия по внесению в государственный реестр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование или прекращение объекта учета. В соответствии с Законом о регистрации объектами учета являются: земельные участки, здания, помещения, сооружения, объекты незавершенного строительства, машино-места, единые недвижимые комплексы и предприятие как имущественный комплекс [16, 17].

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса РФ [1].

Регистрацию проводит специальный уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). При государственной регистрации фиксируется факт наличия объекта недвижимости, приводятся ее характеристики, а также сведения о субъекте права, наличии обременений, например, в результате залога или аренды.

Одним из показателей деятельности территориальных органов Росреестра является доля принятых решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) регистрации прав, причиной которых могут являться обстоятельства, прямо или косвенно указывающие на нарушение требований законодательства, в том числе при проведении кадастровых работ [6, 9–12]. В результате анализа решений о приостановлении учетно-регистрационных действий в Краснодарском крае были выявлены характерные основания приостановления учетно-регистрационных действий. Так, за 2017 год доля принятых государственными регистраторами Управления Росреестра по Краснодарскому краю решений о приостановлении осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав составила — 7,7 % (53 120 решений); в 2018 г. — 4,0 % (18 239 решений); в 2019 г. — 4,7 % (26 389 решений). В части первой данной статьи будет проведен подробный анализ причин и оснований принятых в регионе решений о приостановлении кадастрового учета объектов недвижимости, во второй части исследования будут рассмотрены причины и основания, по которым принимаются решения о приостановлении осуществления государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости. Вместе с тем, необходимо отметить, что при поступлении заявления о государственной регистрации права с одновременной постановкой на государственный кадастровый учет при наличии оснований для приостановления в части государственного кадастрового учета, решение о приостановлении учетно-регистрационных действий будет принято даже в случае отсутствия оснований для приостановления в части регистрации прав (и наоборот).

Для Цитирования:
Осенняя А.В., Хахук Б.А., Синявская В.В., Коломыцев А.А., Основания и причины приостановления Государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости на территории Краснодарского края. Часть I. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: