Злоупотребление алкоголем является основным фактором риска развития хронической алкогольной болезни печени (АБП). По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во всем мире на его долю приходится 3,8 % всех случаев смерти [10, 23, 33]. В США 48 % случаев смерти, связанных с алкоголем, обусловлены циррозом печени [42, 43, 56].
Многочисленные исследования показывают, что до 1/3 всех случаев фиброза печени наблюдается у пациентов, злоупотребляющих алкоголем [41, 43, 56]. В Республике Башкортостан проводится социально-гигиенический мониторинг острых отравлений химической этиологии, однако статистика алкогольных заболеваний печени не ведется по причине отсутствия правовой базы и этических аспектов, связанных с диагнозом АБП. Несмотря на глубокое социально-экономическое воздействие злоупотребления алкоголем на здоровье населения, на сегодняшний день достигнут лишь небольшой прогресс в лечении пациентов с АБП. Не изучена индивидуальная предрасположенность к развитию АБП, не полностью поняты патогенез, механизмы прогрессирования у человека [22, 23, 34–36]. Нет надежных лабораторных, инструментальных методик и четких диагностических критериев для постановки диагноза АБП. Как следствие, никаких новых подходов к лечению этого тяжелого клинического состояния не предложено.
Согласно дефиниции Российской гастроэнтерологической ассоциации (РГА) АБП — это группа нозологических форм, обусловленных повреждающим действием этанола на клетки печени [6, 17, 22, 39]. Выделяют следующие клинико-морфологические стадии (формы) АБП: стеатоз, стеатогепатит и цирроз печени (ЦП) [30, 37, 41, 42, 56]. Истинная распространенность АБП в России неизвестна, по некоторым данным, она сравнима с поражениями печени вирусной этиологии, в частности с гепатитами В и С [11]. Алкогольный гепатит и ЦП развивается примерно у 15–20 % лиц, хронически злоупотребляющих алкоголем [17, 30, 37, 39]. В настоящее время АБП является одной из доминирующих причин смерти в возрастной группе от 45 до 64 лет [4, 8, 20, 23, 36].