Первая связана с общественными пространствами. В последние годы появился тренд на их активное использование, взаимодействие там с другими людьми (как знакомыми, так и совершенно незнакомыми), перенос туда практик, которые раньше считались уместными, скорее, в помещениях (от занятий йогой на лужайке до организации импровизированного офиса на скамейке в парке). Во время эпидемии горожане оказались лишены этого ставшего привычным удобства.
Встает вопрос: станем ли мы, истосковавшись по свежему воздуху, еще большими адептами публичных пространств? Если да, нас ожидает возросшая пешеходная нагрузка на зеленые зоны и появление в них новых бизнесов и сервисов, рассчитанных на то, что люди захотят при хорошей погоде проводить на свежем воздухе большую часть дня. Но при этом, скорее всего, вошедшие в обиход за время карантина гигиенические практики наложат свой отпечаток на публичные пространства: их станут разрабатывать, уделяя больше внимания расстоянию между объектами, возможности регулярного мытья и дезинфекции мест отдыха и уличной мебели, а также возможности для людей помыть руки.
Но вполне возможно, что, наоборот, во время карантина выработается ощущение небезопасности пребывания в одном пространстве с посторонними — и тогда опять вырастет популярность автомобилей, а интерес к публичным пространствам и пешеходным прогулкам упадет. Потребуется дополнительное развитие инфраструктуры для автомобилей, от которой центры крупных городов поспешили избавиться. А вот каршеринг, возможно, утратит популярность — машина, которой кто-то пользовался до тебя, будет казаться небезопасной.
Свои повседневные практики люди в этом случае предпочтут реализовывать дома, всё больше переходя на удаленную работу или обучение. Это, в свою очередь, означает, что (по крайней мере, для более обеспеченных горожан) еще больше возрастет потребность в увеличении жилой площади: каждому члену семьи, сидящему дома, потребуется собственный рабочий кабинет, а балконы и лоджии станут местом для проведения времени на свежем воздухе. Пропорционально уменьшатся офисные площади: зачем тратить средства на аренду и содержание офиса, если сотрудники не только эффективно работают на удаленке, но и охотно берут на себя расходы по организации рабочего места?