По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9

Ориентиры Евразийской интеграции

Тавадян Ашот Агасиевич д-р экон. наук, профессор, академик РАЕН, руководитель, Центр экономических исследований, член Евразийского экспертного клуба Республика Армения, 0019, г. Ереван, ул. Алиханяна, д. 7а, e-mail: tavadyan@yahoo.com
Сергеев Андрей Николаевич председатель правления, Национальный фонд поддержки социальных программ РФ (НФСП) 123056, г. Москва, ул. Зоологическая, д. 26, стр. 2, e-mail: nfsp@mail.ru

Евразийская интеграция создает возможности для развития промышленности и защиты внутренних рынков группы постсоветских стран от наступления глобального мегарынка, оптимизации взаимодействия субъектов национальных, регионального и глобального рынков. Для эффективной реализации этих возможностей необходимо скорректировать приоритеты экономической политики, четко определить и согласовать ее цели, сформулировать новую модель развития экономики для стран ЕАЭС и спрогнозировать ожидаемые результаты. В первую очередь для государств — членов Союза с малой экономикой это может способствовать созданию того прорывного потенциала, который позволит в ближайшем будущем добиться радикального изменения при обеспечении долгосрочного динамичного экономического роста.

Литература:

1. Лепехин В. А., Сафарян А. В., Тавадян А. А., Маркаров А. А. Евразийство и евразийская интеграция: истоки, основы, принципы, проблемы и перспективы. — М.: НФСП, 2016

2. Тавадян А. А. и др. Армения и ТС: оценка экономического эффекта интеграции. — СПб.: ЕАБР, 2013.

3. Евразийская экономическая комиссия — главы государств ЕАЭС заявили о стремлении войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса. — 29.05.2019.

4. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (подписан в Астане 29.05.2014).

5. Тавадян А. А. Армения в ЕАЭС: экономические эффекты интеграции — Армения в ЕАЭС: евразийская экономическая интеграция в действии, Ереван, 2018.

6. Пресс-релиз сайта Премьерминистра Республики Армении «Мы настроены на максимально продуктивное участие Армении в ЕАЭС: Никол Пашинян в Нур-Султане принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета».

7. Федеральный закон о промышленной политике в Российской Федерации.

8. Евразийская экономическая коммисия. Главы национальных банков государств ЕАЭС подписали Соглашение о гармонизации законодательства в сфере финансов.

9. Декларация II Форума ученых СНГ, 2018.

Региональная интеграция может стать эффективным инструментом достижения более быстрых темпов экономического роста в зависимости от того, какие конкретно механизмы и факторы задействованы в качестве драйверов развития [1].

Интеграционные процессы расширяют возможности для экспортно-импортных операций, обмена технологиями. В то время как региональная экономика за счет сокращения транспортных издержек и различных оптимизаций взаимодействия субъектов рынка может генерировать эффекты, способствующие экономическому росту. Близкий уровень экономического развития стран — участниц экономической интеграции, традиционные связи, стимулирующее сотрудничество, известность брендов, высокий потенциал роста торговли и инвестиций являются основными выгодами региональной экономической интеграции.

Россия граничит по суше с более чем полутора десятками государств мира — и этот фактор позволяет не просто развивать приграничное сотрудничество, но создавать механизмы привлечения к интеграционным процессам на постсоветском пространстве таких крупнейших государств и экономических сообществ региона, как Китай, Иран, Евросоюз. В направлении Китая консолидирующую роль может сыграть Казахстан, по Ирану — Армения, а в особенности по восточным странам Евросоюза — Белоруссия.

Евразийский экономический союз — это региональный проект, задачами которого становятся:

- развитие промышленности и защита внутренних рынков группы постсоветских стран от наступления глобального мегарынка;

- смягчение процессов и последствий поглощения глобальной субъектностью национальных экономик с извлечением из этого процесса максимальных региональных и национальных выгод;

- оптимизация взаимодействия субъектов национальных, регионального и глобального рынков;

- сохранение определенного и значимого объема национальных и регионального политико-экономических суверенитетов.

Основная дилемма в интеграционных процессах следующая: либо согласиться с превращением национальной экономики в один из зависимо-периферийных сегментов глобальной экономической системы со всеми вытекающими из этого факта последствиями, либо возможность сохранить и развить собственную экономику как суверенную. В первом случае высока вероятность потери национальной индустрии, введения внешнего финансового управления и фактической утраты возможности самостоятельно определять свои пути развития [2].

Для Цитирования:
Тавадян Ашот Агасиевич, Сергеев Андрей Николаевич, Ориентиры Евразийской интеграции. Международная экономика. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: