Региональная интеграция может стать эффективным инструментом достижения более быстрых темпов экономического роста в зависимости от того, какие конкретно механизмы и факторы задействованы в качестве драйверов развития [1].
Интеграционные процессы расширяют возможности для экспортно-импортных операций, обмена технологиями. В то время как региональная экономика за счет сокращения транспортных издержек и различных оптимизаций взаимодействия субъектов рынка может генерировать эффекты, способствующие экономическому росту. Близкий уровень экономического развития стран — участниц экономической интеграции, традиционные связи, стимулирующее сотрудничество, известность брендов, высокий потенциал роста торговли и инвестиций являются основными выгодами региональной экономической интеграции.
Россия граничит по суше с более чем полутора десятками государств мира — и этот фактор позволяет не просто развивать приграничное сотрудничество, но создавать механизмы привлечения к интеграционным процессам на постсоветском пространстве таких крупнейших государств и экономических сообществ региона, как Китай, Иран, Евросоюз. В направлении Китая консолидирующую роль может сыграть Казахстан, по Ирану — Армения, а в особенности по восточным странам Евросоюза — Белоруссия.
Евразийский экономический союз — это региональный проект, задачами которого становятся:
- развитие промышленности и защита внутренних рынков группы постсоветских стран от наступления глобального мегарынка;
- смягчение процессов и последствий поглощения глобальной субъектностью национальных экономик с извлечением из этого процесса максимальных региональных и национальных выгод;
- оптимизация взаимодействия субъектов национальных, регионального и глобального рынков;
- сохранение определенного и значимого объема национальных и регионального политико-экономических суверенитетов.
Основная дилемма в интеграционных процессах следующая: либо согласиться с превращением национальной экономики в один из зависимо-периферийных сегментов глобальной экономической системы со всеми вытекающими из этого факта последствиями, либо возможность сохранить и развить собственную экономику как суверенную. В первом случае высока вероятность потери национальной индустрии, введения внешнего финансового управления и фактической утраты возможности самостоятельно определять свои пути развития [2].