ВЦИОМ выяснил, что в прошлом, выбирая свою профессию, россияне ориентировались преимущественно на личные предпочтения и мнение семьи. На интерес к профессии указали 40 %, на рекомендации родителей — 20 %, на пример родителей и личный опыт — по 19 %. Достаточно часто решение получить ту или иную профессию приходит «через окружение» и пример других: рассказы старших (10 %), учителей (8 %), пример других знакомых (8 %) или известных людей (4 %), фильмы, книги (3 %), обсуждения в Интернете (2 %) и советы репетиторов (1 %). Часть опрошенных при выборе будущей профессии ориентировались на место проживания и возможности трудоустройства в нем (16 %). При этом только 2 % россиян выбирали профессию, опираясь на потенциально высокий доход в выбранной отрасли.
Система профориентации играет меньшую роль при выборе профессии: экскурсия на место работы — 4 %, результаты профориентационных тестов и профориентационных лекций — по 2 %. Факторами меньшего влияния системы профориентации на выбор профессии россиянами могут быть недостаточная осведомленность о возможностях профориентационных программ и подобных ресурсах, несистемный характер профориентационной работы, а также доверие «живым» людям, а не программам и тестам.
Женщины чаще мужчин опираются на личные предпочтения при выборе профессии (42 % vs 37 %). Мужчины несколько чаще учитывают рассказы старших, друзей (12 % vs 8 % женщин).
Молодежь 18–24 лет в сравнении с другими когортами заметно чаще выбирает профессию в соответствии с личными предпочтениями (61 % vs 33 % в группе старше 60 лет). Молодые россияне до 34 лет в целом чаще опираются на рекомендации родителей (25–28 % vs 15–16 % в группе старше 45 лет) и личный опыт (26–24 % vs 15 % в группе старше 60 лет). Каждый четвертый в старшей возрастной группе указал вариант «пример родителей» (25 %), современные молодые люди до 24 лет называют его в 2 раза реже (13 %). Подобные различия обусловлены изменениями в социальноэкономической ситуации, а также тем, что в наше время абитуриенты имеют больший доступ к разнообразным ресурсам и информации, которая позволяет им лучше понять и определить свои собственные интересы и цели. В прошлом рынок труда и профессиональная среда были менее динамичными. Пример родителей в таких ситуациях мог иметь больший вес, поскольку он представлял собой устоявшийся и признанный путь в профессии.