Мир стремительно меняется — вступление мировых экономик в эру шестого технологического уклада подразумевает быстрое развитие новых технологий и отмирание старых бизнес-процессов. Данная парадигма требует от работника постоянного совершенствования имеющихся навыков, а от образовательных организаций — подготовки специалистов, знания которых отвечают требованиям работодателей.
Механизмов сотрудничества образовательных организаций и реального сектора производства много: базовые кафедры и факультеты, проектное и дуальное обучение и др. При этом интересно, что идея синергии производства и высшей школы для отечественного образовательного ландшафта — не нова. Практикоориентированному образованию в России около 150 лет.
В 1870-х годах Императорское московское техническое училище, известное сегодня как МГТУ им. Н.Э. Баумана, впервые реализовало практикоориентированную модель инженерного образования. Эксперимент оказался успешным и получил мировую известность под названием «русский метод» обучения.
Пик запросов на обучение подобного формата пришелся на первые десятилетия советской власти. В период индустриализации 1920–1930-х гг. государству потребовалось в кратчайшие сроки подготовить большое количество инженеров и техников. В это время появилось множество отраслевых вузов, студенты которых совмещали учебу в аудитории с работой на производстве. В 1930 г. в СССР было организовано 12 заводов-втузов. Однако проработали они недолго и были расформированы уже в 1932 г.
К идее заводов-втузов вернулись только в 1958 г., когда был принят «Закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В 1960 г. был организован завод-втуз при Московском автомобильном заводе ЗИЛ.
В середине 1980-х в стране действовали четыре втуза и один механико-математический факультет Томского политехнического института при Юргинском машиностроительном заводе.
В позднее советское время распространенной практикой синхронизации работодателей и высшей школы стало создание в вузах базовых кафедр предприятий. Наконец, в начале XXI века возник термин «базовая кафедра». Сегодня в России по оценочным подсчетам работает более 1,2 тыс. базовых кафедр различных предприятий. Так, только в Российском технологическом университете МИРЭА созданы 54 базовые кафедры, а в МГТУ им. Н.Э. Баумана — пять факультетов, расположенных на территории базовых предприятий.