Денис Аширов, директор департамента государственной молодёжной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации:
— В настоящее время в российских университетах обучается свыше 4 млн студентов. Более миллиона из них — это студенты первого курса, а выпускается у нас порядка 900 тыс. Вузы являются основным социальным институтом, имеющим возможность широкого постоянного взаимодействия, воспитательного влияния на представителей нашего молодого поколения. Молодёжная политика и воспитательная деятельность являются для Минобрнауки приоритетным направлением. Мы всегда говорили, что воспитательный процесс — неотъемлемая часть образовательного. Недавно 304-й закон закрепил этот тезис, и мы должны заниматься воспитательной работой ещё более активно.
В 2020 г. министерство запустило большую работу по перезагрузке воспитательной деятельности в университетах, а главное — по выстраиванию тех инструментов, которые её регулируют. И очень важным аспектом является постоянное взаимодействие с главными акторами процесса, которые ведут воспитательную деятельность внутри университета, то есть с проректорами.
В целях повышения качества воспитательной работы мы провели всероссийский семинар-совещание по воспитательной работе с обучающимися в конце 2020 г., где проанализировали различные направления воспитательной работы и начали проект по формированию лучших практик. Мы знаем, что, исходя из региональных особенностей университета, направлений подготовки, у каждого вуза сформирован уникальный опыт воспитательной работы, которым важно поделиться с другими. Исходя из этого и появился большой аналитический материал, который мы сегодня презентуем.
У нас сейчас проходит цикл семинаров по федеральным округам, где обсуждаются очень важные вопросы: какой должна быть кадровая политика в воспитательной деятельности, типовая инструкция проректору по воспитательной деятельности, какие функции должен выполнять проректор и структурное подразделение, которое ведёт молодёжную политику. И это всё мы вживую разбираем на семинарах и получаем ту обратную связь, которая необходима, чтобы сформировать полноценный кадровый каркас воспитательной деятельности университета.