По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Организация воспитательной работы: лучшие практики

В МИА «Россия сегодня» 31 мая 2022 г. состоялась презентация результатов научно-практического исследования и коллективной монографии «Воспитание в высшей школе: от теории к практике». Исследование, лежащее в основе монографии, опирается на анализ результатов конкурса-мониторинга «Практики организации воспитательной работы с обучающимися образовательных организаций высшего образования», проводимого Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. В монографии изложено общее представление о развитии системы воспитания в высшей школе, а также предложен авторский взгляд на существующие проблемы. На основе анализа практик социальнопроектной деятельности детей и молодёжи, реализуемых в рамках Всероссийского конкурса «Моя страна — моя Россия» президентской платформы «Россия — страна возможностей», авторы актуализируют дискуссию о роли открытого воспитательного пространства в формировании личностных, гражданских и профессиональных качеств подрастающего поколения. Директор департамента государственной молодёжной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Денис Аширов; ректор Российского государственного гуманитарного университета Александр Безбородов; руководитель Всероссийского проекта «Моя страна — моя Россия», член-корреспондент РАО, проректор РГГУ Лариса Пастухова; научный руководитель Лаборатории развития содержания, воспитания и социализации Центра воспитания и развития личности Российской академии образования, член-корреспондент РАО Наталия Селиванова обсудили современные подходы к воспитательной деятельности в системе высшего образования, а также изложили основные тезисы по итогам исследования.

Денис Аширов, директор департамента государственной молодёжной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации:

— В настоящее время в российских университетах обучается свыше 4 млн студентов. Более миллиона из них — это студенты первого курса, а выпускается у нас порядка 900 тыс. Вузы являются основным социальным институтом, имеющим возможность широкого постоянного взаимодействия, воспитательного влияния на представителей нашего молодого поколения. Молодёжная политика и воспитательная деятельность являются для Минобрнауки приоритетным направлением. Мы всегда говорили, что воспитательный процесс — неотъемлемая часть образовательного. Недавно 304-й закон закрепил этот тезис, и мы должны заниматься воспитательной работой ещё более активно.

В 2020 г. министерство запустило большую работу по перезагрузке воспитательной деятельности в университетах, а главное — по выстраиванию тех инструментов, которые её регулируют. И очень важным аспектом является постоянное взаимодействие с главными акторами процесса, которые ведут воспитательную деятельность внутри университета, то есть с проректорами.

В целях повышения качества воспитательной работы мы провели всероссийский семинар-совещание по воспитательной работе с обучающимися в конце 2020 г., где проанализировали различные направления воспитательной работы и начали проект по формированию лучших практик. Мы знаем, что, исходя из региональных особенностей университета, направлений подготовки, у каждого вуза сформирован уникальный опыт воспитательной работы, которым важно поделиться с другими. Исходя из этого и появился большой аналитический материал, который мы сегодня презентуем.

У нас сейчас проходит цикл семинаров по федеральным округам, где обсуждаются очень важные вопросы: какой должна быть кадровая политика в воспитательной деятельности, типовая инструкция проректору по воспитательной деятельности, какие функции должен выполнять проректор и структурное подразделение, которое ведёт молодёжную политику. И это всё мы вживую разбираем на семинарах и получаем ту обратную связь, которая необходима, чтобы сформировать полноценный кадровый каркас воспитательной деятельности университета.

Для Цитирования:
Организация воспитательной работы: лучшие практики. Ректор ВУЗа. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: