По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.633.6

Организация внутреннего контроля в строительных организациях

Татаров Константин Юрьевич канд. экон. наук, главный бухгалтер, ЗАО «Компания «Северин девелопмент», 1250050, Москва, ул. Б. Дмитровка, 13/11, E-mail: ktatarov@mail.ru

В статье рассмотрены функции и системы организации системы внутреннего контроля в строительных организациях. Приводятся критерии сравнения возможных вариантов организации, их бухгалтерского учета и налогообложения.

Литература:

1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 29.12.2012 с изменениями, вступившими в силу с 19.04.2013) «Об акционерных обществах» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Рекомендации Минтруда России от 08.11.2013 «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Сотникова Л.В. Методология оценки системы внутреннего контроля в процессе внешнего аудита. – М., ВЗФЭИ, 2003.

Статья поступила 26 ноября 2013 г.

The article was received on November 26, 2013

Необходимость организации и осуществления внутреннего контроля в строительных организациях законодательно продиктована ст. 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете». С принятием этого законодательного акта предпринята попытка введения нового, ранее не использовавшегося, института контроля правильности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Первоначально подобное явление регламентировалось только для банковской деятельности в соответствии с Положением Банка России от 16.12.2003 № 242-П.

Данное Положение распространяется на всю деятельность коммерческого банка, в том числе и на бухгалтерский учет. Однако для коммерческих организаций небанковского профиля данное Положение не применяется.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» определил внутренний контроль как надзор за совершаемыми фактами хозяйственной деятельности. Касательно ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности это оказалось затронутым только в части организаций, подверженных обязательному аудиту.

Между тем в ст. 1 Закона указано, что целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Федеральный закон призван регламентировать именно учет, являющийся вторичным по отношению к фактам хозяйственной деятельности.

Существует строгая последовательность действий: хозяйственный факт – его оформление подтверждающим (первичным) документом – отражение данного документа в учетных регистрах – обобщение данных, содержащихся в регистрах, в бухгалтерской отчетности.

При прочтении ст. 19 Закона можно сделать однозначный вывод: первый этап вышеуказанной последовательности должен быть в зоне внимания внутреннего контроля в любом случае, а два последних – только при условии обязательности аудиторской проверки. Однако Закон позволяет избежать организации системы внутреннего контроля в организациях, где ведение бухгалтерского учета принял на себя руководитель организации.

Для Цитирования:
Татаров Константин Юрьевич, Организация внутреннего контроля в строительных организациях. Бухучет в строительных организациях. 2014;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: