Статья поступила 15 мая 2019 г.
Тема обеспечения наиболее эффективного подхода к классификации, соотнесенности, порядку регистрации, учета и налогообложения многолетних насаждений в Российской Федерации сегодня является крайне актуальной.
Благодаря политике государства, нацеленной на замещение импорта, садоводство в России в последние несколько лет активно развивается, ежегодно закладывается от 10 тыс. до 15 тыс. га интенсивных садов. Сады интенсивного типа начинают плодоносить гораздо быстрее, чем традиционные: уже на второй год они дают небольшой урожай, а на третий начинают плодоносить полноценно, в то время как в садах традиционного типа можно начинать сбор продукции только на шестой год после высадки.
Плотность посадки и урожайность интенсивного сада значительно отличается от традиционного. В первом на одном гектаре размещают от 800 до 2,5 тыс. деревьев, а во втором — 350–450. Соответственно, и урожайность в традиционных садах намного меньше: 12 т/га против до 60 т/га в интенсивных. Однако интенсивные сады, в отличие от традиционных, которые плодоносят по 30 лет, эффективны лишь в течение 8–10, максимум 12 лет, после чего урожайность их резко падает, и производители должны делать полное обновление насаждений. Поэтому количество заложенных гектаров не тождественно увеличению площадей и объема производства.
Интенсивное садоводство сейчас является самой инвестиционно привлекательной отраслью сельского хозяйства. Рентабельность сектора доходит до 150–250%. Интересным для вложений сегмент делает активная поддержка Минсельхоза. Например, федеральные субсидии на закладку садов до 800 растений на 1 га составляют 54 тыс. руб/га, более 800 деревьев — 234 тыс. руб/га, свыше 1,5 тыс.— 730 тыс. руб/га. Государство также компенсирует 80% затрат (но не более 20,7 тыс. руб/га) на уход за многолетними плодовыми насаждениями, а именно на развитие мелиорации возмещается до 70% сделанных инвестиций и до 20% — на раскорчевку старых садов и рекультивацию.