Как наука организация труда зародилась в конце XIX в. в период машиной индустриализации развития производства.
Нaчaлo примeнeнию нoвых мeтoдoв oргaнизaции трудa рaбoчих былo пoлoжeнo Фрeдeрикoм Уинcлoу Тeйлoрoм (1856–1915), кoтoрый излoжил cвoи взгляды в мoнoгoрaфиях «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы нaучнoгo мeнeджмeнтa» (1911). Таким образом, Ф.У. Тейлор был первым, кто объединил замыслы и попытки в области рационализации трудовых процессов в систему знаний. Он впервые применил хронометраж с целью рационализации работы, использовал разложение труда по элементам. Также Ф.У. Тейлор разработал методы анализа трудовых процессов, нормирования труда и его оплаты, принципы организации труда и управления предприятием.
Исследования Ф.У. Тейлора положили начало поискам способов научной рационализации трудовых процессов путем тщательного изучения и проектирования методов и приемов труда с использованием хронометражных наблюдений, улучшения организации рабочих мест, установления обоснованных режимов труда и отдыха и других мер [1].
К числу предложенных Ф.У. Тейлором принципов организации труда относятся:
- замена традиционных, рутинных приемов выполнения работы методами и правилами, выработанными на основе обобщения опыта и специального изучения времени, необходимого для выполнения работы;
- отбор рабочих и систематическое обучение их новым приемам работы;
- отделение подготовки от исполнения, в частности освобождение основного рабочего от выполнения функций, связанных с расчетом и подготовкой работ, и передача их специальным исполнителям;
- введение так называемой дифференцированной
оплаты труда, при
которой лишь выполняющим производственное
задание сохраняется
установленный размер оплаты, а при
недовыполнении его, что естественно
для большинства работающих, размер
оплаты за каждую выполненную единицу
работы снижается (как правило,
на 20–30 % установленной ставки).
Эта система содержала скрытую форму
штрафа для большинства рабочих.
Известный американский промышленник Генри Форд (1863–1947) внедрил систему Тейлора на базе автомобильных заводов, использующих конвейерную систему с сильной интенсивностью труда.