С целью повышения экономической эффективности работ ТОиР взамен традиционного подхода, основанного на планово-предупредительных работах (ППР), компании внедряют более современные методики проведения ТОиР оборудования [1–6].
В процессе поиска подходов к минимизации затрат на ТОиР подход, заключающийся в уменьшении или расширении во времени ППР, показал себя не с лучшей стороны. Выросшее количество аварийных работ приводило затраты либо к прежнему уровню, либо к более высокому.
Это связано с наличием зависимости между затратами на ТОиР и надежностью оборудования, которая является нелинейной.
В процессе совершенствования подходов к проведению ТОиР от реактивного ремонта (аварийные ремонты оборудования по факту его отказов) исторически был осуществлен переход к преимущественно предупредительному обслуживанию (Preventive maintenance), которое можно разделить на следующие основные виды:
– плановое обслуживание (Planned maintenance), примером являются советские отраслевые регламентные методики системы ТОиР;
– обслуживание по состоянию (Conditionbased maintenance);
– предупредительное обслуживание на основе прогнозных данных (Predictive maintenance).
Каждый из указанных подходов имеет свои достоинства и недостатки и должен использоваться согласно его условиям применения.
Согласно [4] критерием оценки эффективности функционирования ремонтной службы Ем можно считать сумму двух финансовых величин:
где: СМ – затраты на ремонтные бригады и запасные части, необходимые для выполнения ремонтных воздействий;
LP – производственные потери.
С одной стороны, низкий уровень ремонтных затрат СМ приводит к значительным потерям производства и увеличению общей суммы расходов, а с другой – высокие затраты снижают рентабельность производства.
В [5] утверждается, что оптимум соответствует случаю, когда сумма потерь прибавочной стоимости и затрат на ремонты имеет минимальное значение.