На основании определения, сформулированного в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, дадим определение системе внутреннего контроля за операциями, связанными с покупателями и заказчиками, — совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного осуществления контроля операций, связанных с покупателями и заказчиками, которая в том числе включает организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку: соблюдения требований гражданского законодательства, локальных нормативных актов и распорядительных документов, точности и полноты учетной информации о расчетах с покупателями и заказчиками, достоверности бухгалтерской отчетности [1].
В соответствии с ISO-1901120111 целями программы аудита могут быть: вклад в улучшение системы менеджмента и показателей ее функционирования; добиться выполнения внешних требований, например требований стандарта на систему менеджмента в целях ее сертификации; верифицировать соответствие контрактным требованиям; оценить и подтвердить возможность доверия к способностям поставщика; определить результативность системы менеджмента; оценить согласованность и связь целей системы менеджмента с политикой системы менеджмента и общими целями организации [3].
Согласно международной модели COSO внутренний контроль — это процесс, встроенный в текущую деятельность организации и осуществляемый ее руководителями и всеми сотрудниками для достижения триады целей: 1) обеспечение производственной и финансовой эффективности; 2) предоставление достоверной финансовой и управленческой информации; 3) соблюдение установленных требований, законов и нормативных актов [2].
Н. Н. Карзаева на основе анализа множества целей функционирования системы внутреннего контроля, предлагаемых учеными и специалистами, систематизировала их в две группы в зависимости от роли данной системы: вспомогательной или активной. В первом случае целью системы внутреннего контроля является «обеспечение уверенности в достижении целей функционирования хозяйствующего субъекта, в частности, ее эффективности, достоверности формируемой информации, соответствия выполняемых функций персонала законодательным и нормативным актам, их регламентирующим», а во втором — «установление отклонений, нарушений, ошибок либо выявление деструктивных факторов (угроз), нарушающих нормальное протекание процессов в хозяйствующем субъекте».