С вступлением с 1 января 2013 г. Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон) в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета закреплено понятие «внутренний контроль».
Внутренний контроль способствует достижению бюджетным учреждением поставленных целей своей деятельности, но не гарантирует этого, поскольку на результативность хозяйственной деятельности оказывает влияние и внешняя среда (изменение экономической конъюнктуры, законодательства и т.п.). Кроме того, следует учитывать и человеческий фактор (возникновение ошибок при принятии решений руководством или сотрудниками, превышение должностных полномочий, сговор персонала).
Прямое указание о необходимости организации и осуществления внутреннего контроля (далее – ВК) совершаемых фактов хозяйственной жизни содержится в ст. 19 Закона. Кроме того, бюджетное учреждение, в соответствии с п. 6 инструкции № 157н, в учетной политике утверждает порядок организации и обеспечения (осуществление) внутреннего финансового контроля. Поскольку в этих законодательных и нормативных документах нет разъяснений и рекомендаций по организации внутреннего контроля, то бюджетным учреждениям следует руководствоваться Информацией Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее – Информация).
В данной Информации отмечено, что под внутренним контролем следует понимать процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает: эффективность и результативность своей деятельности, в т.ч. достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов; достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности; соблюдение законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.