Санитарно-защитные зоны — это не просто линия градостроительного регулирования, а целый комплекс прав и обязанностей хозяйствующего субъекта, органов государственной власти, местного самоуправления и населения [1].
Организация санитарно-защитных зон необходима в целях отделения территории промышленной площадки от жилой, ландшафтно-рекреационной зоны, от образовательных, детских лечебно-профилактических учреждений. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется для установления режима хозяйственной деятельности объекта в соответствии с экологическими и санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Особую значимость приобретает подход к правильному обоснованию санитарно-защитной зоны с учетом специфики производства [2, 3].
С учетом высокой степени развития за последние годы сельскохозяйственного промышленного производства возникла необходимость организации санитарно-защитных зон данных объектов с учетом всего комплекса вредных факторов, образующихся при их эксплуатации [4–6].
При помощи установления санитарно-защитных зон законодательством осуществляется регулирование деятельности предприятий на окружающую среду, поскольку в их границах устанавливается режим, ограничивающий использование земельных участков и находящихся на них объектов. Проблема правового регулирования санитарно-защитных зон находится на стыке ряда областей права, а именно природоохранного, градостроительного и земельного, которые с 2018 г. активно развиваются, корректируются, актуализируются [7–9]. Изменившееся законодательство требует внимательного отношения к установлению санитарно-защитных зон, введению режима ограничения использования, вопросам уменьшения и сокращения ориентировочных значений [10–12].
Цель исследования — анализ существующих подходов к выделению зон с особыми условиями использования (санитарно-защитных зон) промышленных сельскохозяйственных объектов с целью обоснования оптимальных управленческих решений по снижению неблагоприятного воздействия на население.