Согласно постановлению от 25.10.2017 № 1294 «О внесении изменений в положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации» «риск-ориентированный подход будет применяться в рамках государственного строительного надзора. Это позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в этой сфере при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов федерального государственного контроля, повысить качество работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства».
Цель исследования: исследование вопросов организации рискориентированного контроля в сфере строительства.
Задачи исследования: обоснование целесообразности проведения контроля в сфере строительства; выявление строительных рисков и определение процедур контроля, необходимых для их минимизации.
Изучены нормативные акты, а также научные труды отечественных экономистов в сфере контроля в строительстве. Исследование проводилось с использованием библиографического метода и системного подхода к изучению явлений и процессов, которые происходят в ходе реализации рискориентированного строительного контроля.
Строительный контроль является многоуровневой интегрированной системой, включающей в себя совокупность мероприятий и процедур, обязательных для выполнения на всех этапах строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Другими словами, строительный контроль представляет собой комплекс проверок, назначение которых — подтвердить (или опровергнуть), что проводимые работы соответствуют требованиям нормативных документов (проекта, технических регламентов, правил безопасности) и осуществляются с соблюдением запланированных сроков строительства и сметой расходов.
Строительный контроль включает в себя строительный контроль застройщика (заказчика), лабораторный, геодезический, производственный контроль, авторский надзор и контроль по вопросам инженерных изысканий.