По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Организация работы операционной сестры в акушерском стационаре

Федоров Т.П. врач акушер-гинеколог, клиника «Медицина», г. Волгоград, ул. Советская, 34/121, Fedorov1972@mail.ru

Операционный блок является сердцем любого лечебного учреждения. Организация работы операционного блока накладывает отпечаток на работу всего перинатального центра. Роль операционной сестры в этом процессе трудно переоценить. Основные особенности обязанностей операционной медицинской сестры перинатального центра представлены в данной статье.

Литература:

1. Балан О.В. Наглядный технологический протокол деятельности операционной медицинской сестры в оперативном акушерстве. — Кемерово, 2014. — 131 с.

2. Руководство по перинатологии / Под ред. Д.О. Иванова. — С.-Пб.: Информ-Навигатор, 2015. — 1216 с.

3. Широкова Н.В. Основы сестринского дела. — М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 160 с.

Организация работы операционной медицинской сестры в акушерском стационаре строится на основании профессионального стандарта «Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра)», должностных инструкций, а также нормативных документов, регламентирующих организацию медицинской помощи в акушерском стационаре и операционном блоке. Раздел 3.9 профессионального стандарта регламентирует основные направления трудовой деятельности по профилю «Сестринское обеспечение операционного дела» [3].

Они включают в себя:

• подготовку операционного блока и хирургической бригады к оперативным вмешательствам;

• сестринское обеспечение оперативных вмешательств.

Подготовка операционного блока и хирургической бригады к оперативным вмешательствам регламентирует проведение:

• контроля исправности аппаратуры и технического оснащения операционного зала;

• подготовки стерильных наборов хирургических инструментов и расходных материалов, шовного и перевязочного материала, стерильного белья для планируемой операции;

• подготовки лекарственных, технических средств, планируемых для хирургического вмешательства;

• расстановки операционных биксов в операционном зале;

• контроля готовности операционного зала;

• хирургической обработки рук, одевания стерильной одежды и перчаток;

• подготовки стерильного инструментального стола;

• подготовки стерильного передвижного хирургического стола;

• контроля доставки и укладывания пациента на операционный стол;

• ассистирования членам операционной бригады при надевании стерильной одежды перед операцией;

• контроля соблюдения асептики всем персоналом, находящимся в операционном блоке.

Сестринское обеспечение оперативного вмешательства включает в себя:

• профессиональное взаимодействие с членами операционной бригады, участниками лечебно-диагностического процесса в интересах пациента;

• проведение ограничения операционного поля (асситирование врачу);

• обеспечение последовательной подачи хирургического инструментария, шовного и перевязочного материала на всех этапах оперативного вмешательства;

• проведение количественного учета используемого инструментария, шовного и перевязочного материала, белья в ходе операции;

• оформление и отправку на бактериологическое и гистологическое исследование биологического материала, взятого у пациента во время операции; осуществление контроля транспортировки пациента из операционной;

• контроль проведения дезинфекции и стерилизации использованного инструментария, аппаратуры, медицинских изделий;

• ведение медицинской документации.

Кроме того, старшая медицинская сестра операционного блока акушерского стационара осуществляет свою деятельность согласно пункту 3.7 «Организация сестринского дела в медицинской организации».

В него входят:

• организация деятельности подчиненного персонала акушерской службы;

• содействие профессиональному росту подчиненного персонала и развитию службы акушерок;

• организация производственного обучения практикантов и стажеров в родовом отделении перинатального центра;

• проведение научно-практических исследований.

Все указанные разделы по организации сестринского дела подробно рассмотрены в № 5 журнала «Медсестра» за 2016 г.

На основании профессиональных стандартов в каждом акушерском стационаре создаются должностные инструкции операционной медицинской сестры операционного блока [2].

Согласно должностной инструкции в обязанности операционной сестры входит [1]:

• обеспечение инфекционной безопасности операционного блока;

• своевременная и качественная подготовка операционной к проведению вмешательства;

• своевременная и качественная предоперационная подготовка пациента;

• контроль соблюдения правил асептики и антисептики персоналом, находящимся в операционной;

• подготовка к операции перевязочного материала, инструментов и аппаратуры;

• обеспечение выполнения всех этапов хирургического вмешательства;

• комплектация набора хирургического инструментария;

• контроль транспортировки пациента из операционной;

• количественный учет используемого инструментария, шовного и перевязочного материала перед, во время и после оперативного вмешательства;

• оформление и отправка на гистологическое и бактериологическое исследование биологических материалов, взятых у пациента во время операции;

• подготовка и контроль эксплуатации технических средств;

• своевременное пополнение расходных материалов;

• контроль за работой младшего медицинского персонала.

Таким образом, организация работы операционной медицинской сестры в перинатальном центре имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при подготовке нормативных документов, регламентирующих обязанности среднего и младшего медицинского персонала перинатального центра.

Язык статьи:
Действия с выбранными: