Организация работы операционной медицинской сестры в акушерском стационаре строится на основании профессионального стандарта «Специалист в области сестринского дела (медицинская сестра)», должностных инструкций, а также нормативных документов, регламентирующих организацию медицинской помощи в акушерском стационаре и операционном блоке. Раздел 3.9 профессионального стандарта регламентирует основные направления трудовой деятельности по профилю «Сестринское обеспечение операционного дела» [3].
Они включают в себя:
• подготовку операционного блока и хирургической бригады к оперативным вмешательствам;
• сестринское обеспечение оперативных вмешательств.
Подготовка операционного блока и хирургической бригады к оперативным вмешательствам регламентирует проведение:
• контроля исправности аппаратуры и технического оснащения операционного зала;
• подготовки стерильных наборов хирургических инструментов и расходных материалов, шовного и перевязочного материала, стерильного белья для планируемой операции;
• подготовки лекарственных, технических средств, планируемых для хирургического вмешательства;
• расстановки операционных биксов в операционном зале;
• контроля готовности операционного зала;
• хирургической обработки рук, одевания стерильной одежды и перчаток;
• подготовки стерильного инструментального стола;
• подготовки стерильного передвижного хирургического стола;
• контроля доставки и укладывания пациента на операционный стол;
• ассистирования членам операционной бригады при надевании стерильной одежды перед операцией;
• контроля соблюдения асептики всем персоналом, находящимся в операционном блоке.
Сестринское обеспечение оперативного вмешательства включает в себя:
• профессиональное взаимодействие с членами операционной бригады, участниками лечебно-диагностического процесса в интересах пациента;
• проведение ограничения операционного поля (асситирование врачу);
• обеспечение последовательной подачи хирургического инструментария, шовного и перевязочного материала на всех этапах оперативного вмешательства;
• проведение количественного учета используемого инструментария, шовного и перевязочного материала, белья в ходе операции;
• оформление и отправку на бактериологическое и гистологическое исследование биологического материала, взятого у пациента во время операции; осуществление контроля транспортировки пациента из операционной;
• контроль проведения дезинфекции и стерилизации использованного инструментария, аппаратуры, медицинских изделий;
• ведение медицинской документации.
Кроме того, старшая медицинская сестра операционного блока акушерского стационара осуществляет свою деятельность согласно пункту 3.7 «Организация сестринского дела в медицинской организации».
В него входят:
• организация деятельности подчиненного персонала акушерской службы;
• содействие профессиональному росту подчиненного персонала и развитию службы акушерок;
• организация производственного обучения практикантов и стажеров в родовом отделении перинатального центра;
• проведение научно-практических исследований.
Все указанные разделы по организации сестринского дела подробно рассмотрены в № 5 журнала «Медсестра» за 2016 г.
На основании профессиональных стандартов в каждом акушерском стационаре создаются должностные инструкции операционной медицинской сестры операционного блока [2].
Согласно должностной инструкции в обязанности операционной сестры входит [1]:
• обеспечение инфекционной безопасности операционного блока;
• своевременная и качественная подготовка операционной к проведению вмешательства;
• своевременная и качественная предоперационная подготовка пациента;
• контроль соблюдения правил асептики и антисептики персоналом, находящимся в операционной;
• подготовка к операции перевязочного материала, инструментов и аппаратуры;
• обеспечение выполнения всех этапов хирургического вмешательства;
• комплектация набора хирургического инструментария;
• контроль транспортировки пациента из операционной;
• количественный учет используемого инструментария, шовного и перевязочного материала перед, во время и после оперативного вмешательства;
• оформление и отправка на гистологическое и бактериологическое исследование биологических материалов, взятых у пациента во время операции;
• подготовка и контроль эксплуатации технических средств;
• своевременное пополнение расходных материалов;
• контроль за работой младшего медицинского персонала.
Таким образом, организация работы операционной медицинской сестры в перинатальном центре имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при подготовке нормативных документов, регламентирующих обязанности среднего и младшего медицинского персонала перинатального центра.