В XXI веке инфекционные заболевания стали одной из основных угроз для общественного здравоохранения во всем мире (Mak W., Chu C. M. et al. 2010), что повлияло как на физическое, так и на психическое здоровье (Recknor F., Gordon M. et al. 2020) населения.
В 2020 году 73-я сессия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) одобрила резолюцию, в которой был озвучен призыв «в кратчайшие сроки начать поэтапный процесс оценки и анализа проведенной работы против новой коронавирусной инфекции СOVID-19» и было заявлено, что данный комплекс мероприятий будет «одним из самых важных с момента образования ВОЗ в 1948 году». На 74-й сессии ВОЗ были приведены данные о том, что за время пандемии скончалось не менее 115 000 медицинских работников [1, 2, 5, 8].
Одна из определяющих черт пандемии COVID-19 — чрезмерная нагрузка на систему здравоохранения и медицинских работников в результате высокой заболеваемости и потребности в интенсивной медицинской помощи. Система здравоохранения в период пандемии испытывала перегрузку, что снижало ее эффективность. Во время пандемии происходила разработка и реализация мер, призванных быстро и качественно перепрофилировать систему здравоохранения.
Эксперты ВОЗ считают, что в период пандемии COVID-19 важной задачей являлась защита пациентов и медицинского персонала от коронавирусной инфекции. COVID-19 — обозначена как инфекция, связанная с оказанием медицинской помощи. В связи с этим огромное значение имело соблюдение регламентов и правил, направленных на инфекционную безопасность. К середине июля 2020 года экспертами было подготовлено несколько алгоритмов и СОПов по организации работы медицинских работников в период пандемии [1, 3, 4, 6, 7].
Важная роль в организации работы инфекционного отделения для детей с новой коронавирусной инфекцией, вызванной COVID-19, принадлежит сестринскому персоналу. Главной обязанностью сестринского персонала является четкое и своевременное выполнение врачебных назначений, наблюдение за состоянием пациента. В условиях пандемии роль сестринского персонала стала еще важнее, профессиональная подготовка специалистов предусматривала безупречность и разносторонность, только такой подход будет давать положительные результаты, а для их достижения необходимо правильно организовать работу среднего медицинского персонала [3].