По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 674.8

Организация проведения безопасных разгрузочных работ древесины из судна на воду

Г. В. Григорьев Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова, кафедра промышленного транспорта
И. Н. Дмитриева Научно-исследовательский и проектный институт по переработке газа (АО «НИПИГАЗ»)
П. А. Курочкин Научно-исследовательский и проектный институт по переработке газа (АО «НИПИГАЗ»)
Д. В. Новгородов Арктический государственный агротехнологический университет, кафедра технологии и оборудования лесного комплекса

Увеличение объемов водных способов доставки древесины — актуальная и важная задача. Среди технологических схем транспортировки и выгрузки древесины можно выделить судовые перевозки древесины в судне навалом с разгрузкой на воду у необорудованного причалом берега. В статье рассматриваются основные правила безопасности при выполнении такого вида разгрузочных работ.

Литература:

1. Григорьев И. В., Куницкая О. А., Беляев Н. Л. Актуальные проблемы лесозаготовительного производства в России на рубеже 2022 года // Комплексные вопросы аграрной науки и образования. Сборник научных статей по материалам внутривузовской научно-практической конференции, посвященной 65летию высшего аграрного образования Республики Саха (Якутия) и Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием в рамках «Северного форума — 2021». — 2021. — С. 265–271.

2. Grigorev I., Ivanov V., Gasparian G., Nikiforova A., Khitrov E. Softwood harvesting and processing problem in Russian Federation // 14th international multidisciplinary scientific geoconference SGEM 2014. — Sofia, 2014. — С. 443–446.

3. Газизов А. М., Еналеева-Бандура И. М., Баранов А. Н., Бровкин С. А., Григорьев И. В. Математическая модель функционирования транспортно-технологического процесса доставки лесоматериалов в условиях стохастической неопределенности // Ремонт. Восстановление. Модернизация. — 2023. — №7. — С. 8–16.

4. Ковалёв Р. Н., Еналеева-Бандура И. М., Баранов А. Н., Лозовой В. А., Григорьева О. И., Григорьев И. В. Метод оценки эффективности лесовосстановительных мероприятий с учетом параметров лесотранспортной сети // Системы. Методы. Технологии. — 2022. — №4 (56). — С. 64–71.

5. Ковалёв Р. Н., Еналеева-Бандура И. М., Баранов А. Н., Григорьев И. В., Бровкин С. А., Мартыновская С. Н. Оптимизационная модель процесса транспортировки древесного сырья в смешанном сообщении // Системы. Методы. Технологии. — 2023. — №3 (59). — С. 84–93.

6. Kozlov V. G., Skrypnikov A. V., Sushkov S. I., Kruchinin I. N., Grigorev I. V., Nikiforov A. A., Pilnik Y. N., Teppoev A. V., Lavrov M., Timokhova O. M. Enhancing quality of road pavements through adhesion improvement // Journal of the Balkan Tribological Association. — 2019. — Т. 25, №3. — С. 678–694.

7. Григорьев И. В., Зорин М. В., Григорьев Г. В., Рудов С. Е., Швецова В. В., Калита Г. А. Анализ способов укрепления временных транспортных путей для трелевки и вывозки древесины // Деревообрабатывающая промышленность. — 2021. — №2. — С. 10–29.

8. Зорин М. В., Куницкая О. А. Типы современных пластиковых плит для строительства временных лесных дорог и технологических коридоров // Деревянное домостроение Севера: традиции и инновации. Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции. — Петрозаводск, 2023. — С. 28–30.

9. Мануковский А. Ю., Зорин М. В., Рудов С. Е., Григорьев И. В. Требования к перспективным сборно-разборным конструкциям для строительства временных лесных дорог и технологических коридоров // Повышение эффективности лесного комплекса. Материалы Восьмой Всероссийской национальной научно-практической конференции с международным участием. — Петрозаводск, 2022. — С. 51–52.

10. Зорин М. В., Куницкая О. А. Инновационные методы строительства лесных дорог // Инновации в химико-лесном комплексе: тенденции и перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редакторы Ю. А. Безруких, Е. В. Мельникова. — Красноярск, 2022. — С. 84–87.

11. Зорин М. В., Григорьев И. В. История и перспективы развития сборно-разборных покрытий для лесных дорог и технологических коридоров // Вестник АГАТУ. — 2022. — №3 (7). — С. 121–138.

12. Grigorev V., Morkovina S. S., Tikhonov E. A., Mikhailenko E. B., Khakhina A. M., Storodubtseva T. N., Kruchinin I. N., Grigorev I. V. Outlook on foreign economic activities in the forestry sector of Russia and China // International Journal of Environmental Studies. — 2023. — Т. 80, №4. — С. 1041–1054.

13. Калистратов А. В., Григорьев Г. В., Дмитриева И. Н. Технология, машины и оборудование водного транспорта леса. Технология, машины и оборудование на выгрузке леса из воды и судов, штабелевке и погрузке на подвижной состав: учебное пособие. — Санкт-Петербург: СПбГЛТУ, 2016. — 96 с.

14. Григорьев Г. В., Дмитриева И. Н., Куницкая О. А. Организация безопасного выполнения работ по сортировке древесины на воде // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. — 2022. — №1. — С. 75–79.

15. Приказ Минтруда России от 11.12.2020 №886н (ред. от 05.10.2021) «Об утверждении Правил по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта» (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2020 №1969).

Работа выполнена в рамках научной школы «Инновационные разработки в области лесозаготовительной промышленности и лесного хозяйства» Арктического государственного агротехнологического университета. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 231600092, https://rscf.ru/project/231600092/.

Доходность лесозаготовительного производства в Российской Федерации крайне низкая. Прежде всего это связано с очень большими затратами на транспортировку заготовленной древесины от лесосек до лесопромышленных складов [1, 2]. К большим транспортным расходам приводят большие расстояния (плечи) вывозки и плохая развитость лесодорожной сети [3–5]. При этом стоимость строительства новых лесовозных дорог и поддержания в рабочем состоянии действующих ежегодно растет [6–11].

В современной ситуации, сложившейся у лесозаготовителей и лесотранспортников Северо-Западного региона РФ в 2023 г., возросла необходимость снижения транспортных расходов, возникающих при доставке древесного сырья на лесоперерабатывающие предприятия региона для обеспечения конкурентоспособных цен на выпускаемую продукцию [12]. Один из способов решения такой задачи — увеличение объемов водных способов доставки древесины [13].

Среди технологических схем транспортировки и выгрузки древесины можно выделить менее производительные, но существенно более дешевые, например судовые перевозки древесины в судне навалом с разгрузкой на воду у необорудованного причалом берега, в связи с чем возникла необходимость напомнить основные правила безопасности при выполнении такого вида разгрузочных работ.

До начала выполнения работ по выгрузке древесины из судна на воду на предприятии необходимо составить технологическую карту, на схеме которой выделить участок реки, ограниченный боновым ограждением, зону береговой линии под выгрузку древесины из воды, используемое выгрузочное оборудование, расстановку рабочих, последовательность выполнения технологических операций [14].

Для Цитирования:
Г. В. Григорьев, И. Н. Дмитриева, П. А. Курочкин, Д. В. Новгородов, Организация проведения безопасных разгрузочных работ древесины из судна на воду. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: