Работа выполнена в рамках научной школы «Инновационные разработки в области лесозаготовительной промышленности и лесного хозяйства» Арктического государственного агротехнологического университета. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 231600092, https://rscf.ru/project/231600092/.
Доходность лесозаготовительного производства в Российской Федерации крайне низкая. Прежде всего это связано с очень большими затратами на транспортировку заготовленной древесины от лесосек до лесопромышленных складов [1, 2]. К большим транспортным расходам приводят большие расстояния (плечи) вывозки и плохая развитость лесодорожной сети [3–5]. При этом стоимость строительства новых лесовозных дорог и поддержания в рабочем состоянии действующих ежегодно растет [6–11].
В современной ситуации, сложившейся у лесозаготовителей и лесотранспортников Северо-Западного региона РФ в 2023 г., возросла необходимость снижения транспортных расходов, возникающих при доставке древесного сырья на лесоперерабатывающие предприятия региона для обеспечения конкурентоспособных цен на выпускаемую продукцию [12]. Один из способов решения такой задачи — увеличение объемов водных способов доставки древесины [13].
Среди технологических схем транспортировки и выгрузки древесины можно выделить менее производительные, но существенно более дешевые, например судовые перевозки древесины в судне навалом с разгрузкой на воду у необорудованного причалом берега, в связи с чем возникла необходимость напомнить основные правила безопасности при выполнении такого вида разгрузочных работ.
До начала выполнения работ по выгрузке древесины из судна на воду на предприятии необходимо составить технологическую карту, на схеме которой выделить участок реки, ограниченный боновым ограждением, зону береговой линии под выгрузку древесины из воды, используемое выгрузочное оборудование, расстановку рабочих, последовательность выполнения технологических операций [14].