Организация учебного процесса в условиях пандемии коронавирусной инфекции нового типа (COVID-19) потребовала кардинального пересмотра традиционных подходов к образовательной деятельности [1]. Использование дистанционных технологий обучения и расширение объема самостоятельной работы учащихся позволило завершить учебный год и перейти к контролю полученных знаний на зачетах и экзаменах. Однако далее согласно программам обучения для студентов медицинских вузов предусмотрена практика, которая является важной формой подготовки будущего врача и не может быть проведена только путем удаленного обучения.
Согласно приказу от 27.04.2020 Минздрава России № 378, Минобрнауки России № 619 «Об организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам высшего медицинского образования в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» в период пандемии COVID-19 для студентов старших курсов медицинских вузов практика была организована в более ранние сроки, что позволило им при желании работать в инфекционных госпиталях в качестве медицинских работников (в первую очередь медицинских сестер) [2]. Это не относилось к студентам 1–3 курсов, не имеющих пока необходимых навыков для подобной работы. В связи с этим вопрос об организации практики студентов начальных курсов медицинских вузов является крайне актуальным и сложным, поскольку, безусловно, получение практических навыков является важнейшей частью обучения будущего врача. В то же время вопросы инфекционной безопасности в настоящее время имеют приоритетный характер, и руководство образовательной организации должно обеспечить охрану здоровья студентов.
В связи с этим мы сочли возможным обсудить наш опыт организации практической подготовки студентов первого, второго и третьего курсов в условиях пандемии COVID-19.
При выборе базы практической подготовки студентов мы учитывали:
• приоритетность обеспечения безопасности учащихся;
• значимость обеспечения безопасности пациентов медицинских организаций, являющихся базами практической подготовки;