Опыт нашей страны и зарубежная практика свидетельствуют, что научно-исследовательские учреждения наряду с основной своей деятельностью — проведением научных исследований могут эффективно вести переподготовку специалистов — повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров.
По существу, для них это не какая-то несвойственная работа, а продолжение одной из основных функций — передача полученных научных знаний производству, содействие научно-техническому прогрессу, модернизации производства.
Повышение квалификации специалистов в системе научных организаций важно и ценно тем, что обучение здесь проводят научные сотрудники — непосредственные авторы новых знаний. В образовательных же учреждениях обучение осуществляют в основном штатные преподаватели (им надо обеспечивать учебную нагрузку), которые эти новые знания черпают главным образом из литературы и затем передают их слушателям в усеченном виде и с опозданием. По объективным причинам (постоянная занятость учебной работой, ограниченные возможности заниматься научными исследованиями, так как для них это не основное занятие, отсутствие средств на командировки и стажировки в научных учреждениях и на производстве) штатные преподаватели образовательных учреждений отстают от научно-технического прогресса и передового производственного опыта. Восполнить этот пробел образовательные учреждения дополнительного профессионального образования пытаются путем приглашения ученых и специалистов производства для проведения занятий в свои учреждения. Но это сложно и не всегда возможно. При обучении студентов, которым нужно дать прежде всего основы наук, эти объективные недостатки штатных преподавателей не фатальны, так как после окончания вузов и техникумов (колледжей) специалисты еще будут учиться всю свою трудовую жизнь. А при повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов такое недопустимо. В этом отношении курсы, проводимые в научных учреждениях научными сотрудниками, лишены указанных недостатков. Научные сотрудники, получив новые знания, тут же передают их специалистам, которые, вернувшись в свои хозяйства, сразу реализуют их на практике.