По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.01:681.3

Организация переподготовки кадров для АПК

Б. Шайтан канд. экон. наук, профессор, заместитель директора, Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК, E-mail: shaitan-bi@yandex.ru

В статье обоснована важность и эффективность организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в научных учреждениях, где научные сотрудники — авторы новых знаний без посредников передают их специалистам производства. Изложен порядок организации и осуществления дополнительного профессионального образования, приведены основные понятия, используемые в системе образования.

Литература:

1. Шайтан Б. И., Медведев А. В., Чижов Н. В. Профессиональное сопровождение воспроизводства трудовых ресурсов управленческого звена // Сб. «Проблемы инновационного развития сельских территорий». — 2014. — С. 27–37.

2. Веселовский М. Я. Повышение роли высшей школы в инновационном развитии региона // Сб. «Проблемы инновационного развития сельских территорий». — 2014. — С. 51–54.

3. Медведев А. В. Проблемы кадрового обеспечения инновационного развития сельских территорий // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. — 2014. — № 2 (19). — С. 65–66.

4. Шайтан Б. И., Медведев А. В. Востребованность дополнительного профессионального образования АПК в современных условиях // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. — 2012. — № 4. — С. 17–20.

5. Шайтан Б. И. Повышение уровня информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. — 2014. — № 3 (20). — С. 44–46.

Опыт нашей страны и зарубежная практика свидетельствуют, что научно-исследовательские учреждения наряду с основной своей деятельностью — проведением научных исследований могут эффективно вести переподготовку специалистов — повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров.

По существу, для них это не какая-то несвойственная работа, а продолжение одной из основных функций — передача полученных научных знаний производству, содействие научно-техническому прогрессу, модернизации производства.

Повышение квалификации специалистов в системе научных организаций важно и ценно тем, что обучение здесь проводят научные сотрудники — непосредственные авторы новых знаний. В образовательных же учреждениях обучение осуществляют в основном штатные преподаватели (им надо обеспечивать учебную нагрузку), которые эти новые знания черпают главным образом из литературы и затем передают их слушателям в усеченном виде и с опозданием. По объективным причинам (постоянная занятость учебной работой, ограниченные возможности заниматься научными исследованиями, так как для них это не основное занятие, отсутствие средств на командировки и стажировки в научных учреждениях и на производстве) штатные преподаватели образовательных учреждений отстают от научно-технического прогресса и передового производственного опыта. Восполнить этот пробел образовательные учреждения дополнительного профессионального образования пытаются путем приглашения ученых и специалистов производства для проведения занятий в свои учреждения. Но это сложно и не всегда возможно. При обучении студентов, которым нужно дать прежде всего основы наук, эти объективные недостатки штатных преподавателей не фатальны, так как после окончания вузов и техникумов (колледжей) специалисты еще будут учиться всю свою трудовую жизнь. А при повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов такое недопустимо. В этом отношении курсы, проводимые в научных учреждениях научными сотрудниками, лишены указанных недостатков. Научные сотрудники, получив новые знания, тут же передают их специалистам, которые, вернувшись в свои хозяйства, сразу реализуют их на практике.

Для Цитирования:
Б. Шайтан, Организация переподготовки кадров для АПК. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: