Одной из важных проблем безопасности труда является отдых и его организация. Каждому человеку, выполняющему какую-либо умственную, физическую или психологическую деятельность, требуется отдых и личное время. Ответственность за обеспечение такого отдыха, как правило, несут руководители. Каждый работодатель, в соответствии со ст. 223 ТК РФ, обязан на своем предприятии, в своей кампании организовать и обустроить комнату для отдыха и психологической разгрузки, оборудовать санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи и оказания медицинской помощи.
Комната для отдыха существенно снижает риск появления чрезвычайных ситуаций, помогает избавиться от напряжения, негативных эмоций, отдохнуть от работы, которая требует особой концентрации внимания. Кабинет психологической разгрузки способствует мотивации персонала при выборе места работы, обеспечивает контакт с сотрудниками и между ними, помогает выявлять проблемы на рабочих местах, регулировать должностные взаимоотношения и сглаживать острые углы, выявляя, решая и исключая дискомфортные области в деятельности персонала. В комнате для отдыха и психологической разгрузки стараются создать благоприятные, комфортные условия для сотрудников. Сегодня, благодаря техническому прогрессу и инновациям, обустроить такую комнату довольно просто. Для этого приобретаются кулер с водой, холодильник, телевизор, электрический чайник, мягкая мебель, например мягкий диван или мягкие кресла с подлокотниками, различные обогреватели, вентиляторы или кондиционеры и другая бытовая техника с электроникой. Оптимальной температурой в помещении считается 20–22 °С. Цветовую гамму интерьера лучше выбрать в голубых и зеленых тонах, так как именно эти цвета способствуют снижению стресса на психологическом уровне. Также более полной эмоциональной разгрузке будет способствовать растительность или аквариум с рыбками. Еще одним важным параметром комнаты для отдыха является шумо- и виброизоляция [1].
Санитарно-бытовые помещения — это гардеробные, душевые, умывальные, уборные, курительные помещения, помещения для хранения и выдачи спецодежды. Такие помещения работодатели должны располагать в 25 м от объектов, которые выделяют пыль, грязь и вредные вещества и не должны находиться над пищевыми блоками и здравпунктами. Площадь санитарно-бытовых помещений должна соответствовать следующему требованию: 0,5 кв. м площади на одного сотрудника [2].