Особое место в управлении медицинской организацией занимает создание безопасной инфраструктуры и производственной среды, в условиях которых персонал может выполнять свои функциональные обязанности.
Система управления охраной труда в медицинской организации требует от руководителя не только знания нормативной правовой базы по охране труда, но и опыта в области менеджмента. Система управления охраной труда (безопасностью и гигиеной труда) — это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Целью создания такой системы является исключение возможности наступления несчастного случая или профессионального заболевания.
Типичные риски, связанные с опасностями для медицинского персонала и пациентов представлены в таблице.
Для обеспечения безопасных условий труда в медицинском учреждении должна быть разработана система управления охраной труда и создана соответствующая служба. Если численность сотрудников лечебнопрофилактического учреждения превышает 50 человек, в штатном расписании должна быть предусмотрена должность инженера по охране труда. Данный специалист обязан иметь техническое образование и соответствующий опыт работы. Ответственное за обеспечение охраны труда лицо назначается приказом руководителя учреждения. В небольших учреждениях здравоохранения возможно возложение обязанностей специалиста по охране труда на сотрудника из числа технического персонала. Кроме того, как вариант возможно заключение гражданско-правового договора на проведение работ по обеспечению охраны труда с привлеченным специалистом.
Перечень функциональных обязанностей лица, ответственного за охрану труда в учреждении, является составной частью должностной инструкции, с которой специалист должен быть ознакомлен под подпись. В крупных медицинских учреждениях за охрану труда обычно отвечает группа специалистов. Распорядительной документацией по лечебному учреждению определяется перечень должностных лиц, на которых возлагается решение общих вопросов по обеспечению охраны труда. Как правило, в данную группу специалистов входит один из заместителей главного врача и руководители структурных подразделений.