Гестационный сахарный диабет является наиболее частым нарушением обмена веществ у беременных, с которым встречаются эндокринологи и акушеры-гинекологи, и, следовательно, является важной междисциплинарной проблемой. Это обусловлено как увеличением числа беременных с данной патологией, связанного с резким ростом заболеваемости сахарным диабетом в популяции, так и улучшением качества его диагностики [1].
Несмотря на достижения акушерской диабетологии, общая частота осложнений беременности и заболеваемость новорожденных при ГСД не опускается ниже 80%. Течение беременности при данной патологии осложняется развитием гестоза в 25–65% случаев, а тяжелые его формы отмечаются в 2,9–3,7% наблюдений. Дистоция плечиков плода при гестационном сахарном диабете достигает 6,3%, перелом ключицы у новорожденного — 19%, паралич Эрба — 7,8%, тяжелая асфиксия — 5,3%. Нарушение мозгового кровообращения травматического генеза имеет место у 20% новорожденных. У этих детей высока вероятность развития гиперинсулинизма и постнатальной гипогликемии, полицитемии и гипербилирубинемии, а также респираторного дистресс-синдрома и неврологических нарушений. Показатели перинатальной смертности новорожденных с массой тела 4 кг и более в 1,5–3 раза выше, чем при рождении детей с нормальными весовыми параметрами [1, 2].
Частота гестационного сахарного диабета в общей популяции разных стран варьирует от 1 до 20%, составляя в среднем 7 % [2]. Указанные вариации обусловлены различиями в способах его диагностики и напрямую связаны с распространенностью сахарного диабета 2 типа в отдельных этнических группах. По данным литературы, у 20–50% женщин, перенесших гестационный сахарный диабет, он возникает при последующей беременности, а у 25–75% — через 16–20 лет после родов развивается манифестный сахарный диабет [1].
В связи с тем что у большинства беременных заболевание протекает без выраженной гипергликемии и явных клинических симптомов, одной из особенностей гестационного сахарного диабета являются трудности его диагностики и поздняя выявляемость. В ряде случаев диагноз устанавливается ретроспективно после родов по фенотипическим признакам диабетической фетопатии у новорожденного или вообще пропускается. Именно поэтому во многих странах (особенно с высокой частотой сахарного диабета 2 типа в популяции) проводится активный скрининг на выявление гестационного сахарного диабета, который основывался на стратификации беременных по группам риска и различных модификациях перорального глюкозотолерантного теста [2].