Черепно-мозговая травма на протяжении многих десятилетий продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем современной медицины. Ее доля составляет 36–40 % от всех видов травм, а при сочетанных повреждениях она достигает 60–65 %. Летальность при черепномозговых травмах продолжает оставаться высокой, несмотря на интенсивное развитие медицинской науки и практики, и колеблется, по данным различных авторов, [2, 3, 5, 6,9, 12, 15], при изолированной черепно-мозговой травме в пределах 1–3 %, а при сочетанной черепно-мозговой травме — от 20,4 до 35 %. По наносимому обществу суммарному экономическому и медико-социальному ущербу травматические поражения, в том числе черепно-мозговые травмы, сравнимы с таковыми при сердечно-сосудистых заболеваниях и новообразованиях.
Актуальным и нерешенным на сегодняшний день остается вопрос эффективности оказания специализированной медицинской помощи пациентам с внутричерепными травмами на различных этапах её оказания.
Мониторинг соответствия организации нейрохирургической помощи и её ресурсного обеспечения достижениям современной науки и разработка научно обоснованных мероприятий по совершенствованию нейрохирургической службы позволят повысить эффективность оказания медицинской помощи пациентам с внутричерепной травмой и улучшить ее результативность [4].
В настоящем исследовании представлены данные по эпидемиологии черепномозговой травмы и организации специализированной нейрохирургической помощи пострадавшим в Рязанской области.
В 2015 г. на территории Рязанской области было зарегистрировано 1520 пациентов в возрасте 18 лет и старше, обратившихся за медицинской помощью по поводу внутричерепной травмы. Среди обратившихся за медицинской помощью по поводу внутричерепной травмы большую долю составляли мужчины — 55,7 %, женщины — 44,3 %.
В общей структуре причин внутричерепных травм травмы, не связанные с производством, составили подавляющую долю — 98,9 %, внутричерепные травмы, связанные с производством, составили незначительную долю — 1,1 %. Среди внутричерепных травм, не связанных с производством, самую значительную долю составляли бытовые травмы — 71,9 %, второе место по частоте возникновения заняли уличные травмы — 18,0 %, на долю транспортных травм пришлось 5,8 % (большинство из них — 82,8 % — произошли в результате автодорожных происшествий), самую незначительную долю — 0,7 % — составили спортивные травмы.