В последние десятилетия в условиях активных преобразований социально-экономической структуры общества и реформирования здравоохранения России вопросы медицинского обслуживания работников промышленных предприятий все меньше рассматриваются в качестве самостоятельной проблемы. Стройная система медико-профилактического обслуживания работающих, созданная в рамках государственного здравоохранения СССР, с 90-х гг. ХХ столетия во многом оказалась разрушенной [1, 2]. Это связано как со сменой собственников в промышленном секторе и снижением возможностей производства обеспечить финансирование медико-санитарных частей, так и с отраслевыми проблемами здравоохранения. В условиях организационно-экономических и структурных преобразований перед здравоохранением была поставлена в первую очередь задача обеспечения всего населения необходимым объемом медицинской помощи, а вопросы удовлетворения особых потребностей отдельных категорий работающего населения стали второстепенными.
В системе ведомственного здравоохранения в настоящее время отсутствуют унифицированные подходы к формированию сети и порядка деятельности медицинских учреждений, не разработаны модели управления ведомственными службами и их взаимодействия с сетью муниципальных и иных медицинских учреждений, обеспечения качества медицинских услуг.
Вместе с тем, медико-санитарное обслуживание работающих на промышленных предприятиях необходимо в интересах производства и поддерживается ВОЗ как одна из важных социальных гарантий общества. Дальнейшее развитие таких служб невозможно в отрыве от производственного предприятия и его экономической заинтересованности в ней. В современных условиях организация медицинского обслуживания работающих должна быть ориентирована на рациональную организационно-технологическую модель, учитывающую интересы производства и его специфику [3, 4].
Концепцией укрепления здоровья работающего населения России на 2005–2015 гг. предусмотрено совершенствование организационно-функциональной структуры и форм управления системой медицины труда, приведение ее в соответствие с потребностью работников реформируемых производств, международными нормами и требованиями.