Леса Дальневосточного федерального округа (ДФО) отличаются высокой степенью биоразнообразия, поэтому сохранение или минимизация нарушений лесных экосистем здесь является основной приоритетной задачей при осуществлении лесозаготовительного производства [1, 2]. Лесное хозяйство как отрасль, формирующая, сохраняющая и регулирующая использование лесных ресурсов, призвано вести свою деятельность в направлении возрастания запасов лесных ресурсов, повышения их качества и правильного территориального размещения [3, 4]. При рассмотрении вопросов лесоэксплуатации важным моментом является постановка и решение задач, связанных с рациональным лесопользованием и лесовоспроизводством [5]. При этом чрезвычайно важен правильный выбор приемов эксплуатации насаждений, определяющих направление лесообразовательных процессов при формировании лесных фитоценозов новой генерации [6].
В настоящее время нормативная база по организации и проведению рубок разработана достаточно полно как на федеральном, так и на региональном уровне и включает в себя: «Лесной кодекс Российской Федерации» (2007), «Правила заготовки древесины» (2020), «Руководство по организации и проведению рубок в кедрово-широколиственных лесах Дальнего Востока» (2003), «Лесохозяйственное районирование РФ» (2007) и т. д. Наличие большого количества инструктивных и регламентирующих документов позволяет охватить практически все эколого-лесоводственные и технологические аспекты лесозаготовительного процесса. Вместе с тем требуется их тщательный профессиональный анализ и правильное толкование той или иной статьи перечисленных выше нормативных актов.
Чтобы избежать возможности возникновения разногласий при прочтении и анализе различных статей нормативных документов, а также существенно упростить и сделать более объективным выбор оптимальных способов рубок и технологии выполнения работ на арендуемых лесных участках предлагается методика действия органов лесного хозяйства при обнаружении противоправных действий со стороны арендаторов лесного фонда.