По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.173 DOI:10.33920/sel-10-2406-01

Организация и совершенствование структуры ремонтных циклов техники сельскохозяйственного назначения

Катаев А. В. студент, ФГБОУ ВО «РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева», г. Москва, РФ
Малыха Е. Ф. науч. руководитель, канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО «РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева», г. Москва, РФ

В статье рассмотрены вопросы организации и совершенствования структуры ремонтных циклов при проведении текущего ремонта техники. Применение рациональной структуры ремонтного цикла позволяет наиболее полно использовать потенциальный ресурс машин и их составных частей, способствует сокращению простоев в ремонтах и эффективному использованию производственных мощностей ремонтных предприятий.

Литература:

1. Дорохов А. С., Корнеев В. М., Катаев Ю. В. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК // Сельский механизатор. — 2016. — № 8. — С. 2–5.

2. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. Роль инженерно-технического обес печения в сельскохозяйственном производстве // Наука без границ. — 2018. — № 8 (25). — С. 19–23. EDN OZBAXL.

3. Дорохов А. С., Семейкин В. А. Входной контроль качества продукции машиностроения // Сельский механизатор. — 2013. — № 11. — С. 22–23. EDN RTIZWD.

4. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. К вопросу технической оснащенности агропромышленного комплекса Российской Федерации сельскохозяйственной техникой / Сост. Н.А. Щербакова. — с. Соленое Займище: Прикаспийский научно-исследовательский институт аридного земледелия // Перспективы развития науки и образования в современных экологических условиях: Материалы VI Международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной году экологии в России, с. Соленое Займище, 18–19 мая 2017 г. — 2017. — С. 666–677. EDN ZCHGVN.

5. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. К вопросу выбора и использования современных средств технического обслуживания машин // Автотранспортная техника XXI века: Сборник статей III Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 45–52.

6. Дорохов А. С. Система входного контроля качества запасных частей // Ремонт. Восстановление. Модернизация. — 2011. — № 8. — С. 27–29. EDN OCRAGF.

7. Соломашкин А. А., Совин К. Г., Костомахин М. Н. Техническое состояние машины, ее исправность и работоспособность // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2018. — № 4. — С. 42–49. EDN YVXMLP.

8. Измайлов А. Ю., Дидманидзе О. Н., Митягин Г. Е., Карев А. М. Ресурсосбережение на автомобильном транспорте. — М.: Триада, 2016. — 84 с. EDN VMXQWZ.

9. Малыха Е. Ф. Особенности формирования материально-технической базы АПК // Актуальные вопросы современной экономики. — 2016. — № 1. — С. 9–13. EDN ZEUKGT.

10. Дидманидзе О. Н., Карев А. М., Митягин Г. Е. О перспективах развития автомобильного транспорта в агропромышленном комплексе // Международный научный журнал. — 2016. — № 1. — С. 53–65. EDN VSZHAN.

11. Корнеев В. М., Катаев Ю. В. Система обеспечения работоспособности техники в агропромышленном комплексе // Аграрная наука в условиях модернизации и инновационного развития АПК России: Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 100-летию академика Д. К. Беляева. — 2017. — С. 86–91.

12. Федоренко В. Ф., Ежевский А. А., Соловьев С. А., Черноиванов В. И. Повышение эффективности использования машинно-тракторного парка. — М.: РНИИ информации и технико-экономических исследований по инженернотехническому обеспечению агропромышленного комплекса, 2015. — 336 с. ISBN 978-5-7367-1097-3. EDN WEDTHJ.

13. Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В. Оценка технической оснащенности аграрного производства // Экономика сельского хозяйства. — 2019. — № 6. — С. 62–68.

Согласно ГОСТ 28.001-83, ремонтный цикл — это наработка автомобиля или его составной части в километрах пробега от начала эксплуатации до первого капитального ремонта или между двумя очередными капитальными ремонтами. Структура ремонтного цикла указывает периодичность и последовательность выполнения всех видов технического обслуживания (ТО) и ремонтов в течение ремонтного цикла.

Структура ремонтного цикла установлена нормативно-техническими документами для каждого вида и типа машин. Применение рациональной структуры ремонтного цикла позволяет наиболее полно использовать потенциальный ресурс машин и их составных частей, способствует сокращению простоев в ремонтах и эффективному использованию производственных мощностей ремонтных предприятий [1].

Действующая нормативно-техническая документация не дает четких рекомендаций в отношении периодичности и содержания текущих ремонтов (ТР) автомобилей и их составных частей. Периодичность ТР и состав ремонтных комплектов не установлены. Указанное обстоятельство, тем не менее, нельзя однозначно трактовать как недостаток. Так, при ремонте строительных машин периодичность и трудоемкость ТР пронормированы, однако содержание ремонтных работ не установлено и может варьироваться в широких пределах.

Формирование рациональной структуры ремонтного цикла предусматривает определение разновидностей текущего ремонта и установление их периодичности. Например, установлено, что оптимальный ресурс двигателя ЗИЛ-130 составляет 365 тыс. км с одной заменой цилиндропоршневой группы. Также предложено 7 разновидностей текущего ремонта (РТР), которые охватывают 87 % всех выполняемых ремонтов, 96 — расхода запасных частей и 73 % трудовых затрат. Стоит отметить, что структура ремонтного цикла, оптимальная при одном сроке службы двигателя, может оказаться неоптимальной при другом сроке службы [2].

Совершенствование специализированного ремонта видится в разработке и внедрении гибких ремонтных циклов, включающих 3–5 разновидностей ремонта. Предполагается, что в объекте может быть предварительно намечено несколько уровней разборки, каждому из которых может соответствовать разновидность ремонта с определенным объемом дефектации. Результаты безразборного контроля используются для определения необходимой первоначальной глубины разборки и объема дефектации, в процессе выполнения которой может быть перепланировка разновидности ремонта. Каждой разновидности ремонта свойственна фактическая периодичность, которая формируется с учетом периодичности планового и попутного контроля и на которую должны быть ориентированы технические требования к дефектации.

Для Цитирования:
Катаев А. В., Малыха Е. Ф., Организация и совершенствование структуры ремонтных циклов техники сельскохозяйственного назначения. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: