По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Организация и оценка системы внутреннего контроля в бюджетных учреждениях

Демина И.Д. д-р экон. наук, профессор кафедры «Управленческий учет», ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 107996, Москва, ул. Кибальчича, д. 1, E-mail: Demina_id@mail.ru

В статье рассмотрены элементы системы внутреннего контроля бюджетного учреждения, внедрение которых позволит эффективно работать в условиях выполнения государственного заказа и развития оказания платных услуг, а также предложены определенные процедуры внутреннего контроля. Статья призвана помочь руководителям и главным бухгалтерам оценить организацию внутреннего контроля в бюджетном учреждении.

Литература:

1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

3. Письмо Минфина России «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» ПЗ-11/2013 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru

В настоящее время в системе управления бюджетными учреждениями формирование системы внутреннего контроля является одним из основных условий эффективной работы в условиях выполнения государственного заказа и развития оказания платных услуг. Для этого необходимо получение объективной и своевременной информации о состоянии и эффективном использовании всех видов ресурсов бюджетного учреждения, для чего, в свою очередь, требуется организация постоянного информационного потока, мониторинг основных экономических показателей деятельности, инвентаризация в системе внутреннего контроля деятельности бюджетного учреждения.

С вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета закреплено понятие «внутренний контроль».

Согласно ст. 19 Закона № 402-ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Также в п. 6 Инструкции № 157н указано, что в учетной политике бюджетного учреждения должен быть выделен раздел по организации и обеспечению (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля.

В связи с тем что в этих законодательных и нормативных актах нет никаких дополнительных разъяснений и рекомендаций по организации внутреннего контроля, учреждениям этого типа необходимо руководствоваться другими нормативными актами в этой области. Так, Минфин России разработал документ «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» ПЗ-11/2013, в соответствие с которым основными элементами системы внутреннего контроля бюджетного учреждения являются контрольная среда, оценка рисков, процедуры внутреннего контроля, информация и коммуникация, оценка внутреннего контроля.

Контрольная среда бюджетного учреждения представляет собой совокупность принципов и стандартов его деятельности, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю.

Для Цитирования:
Демина И.Д., Организация и оценка системы внутреннего контроля в бюджетных учреждениях. Бухучет в здравоохранении. 2014;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: