По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Организация и методика проведения внутреннего финансового контроля коммерческой организации

Столяров Николай Сергеевич заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук, кандидат философских наук, профессор, главный научный сотрудник Центра научного обеспечения государственной политики в области гражданской авиации ФГУП «ГосНИИ ГА», 125438, г. Москва, ул. Михалковская, д. 67, к. 1, E-mail: sns147@mail.ru
Семенова Алла Анатольевна доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры таможенного права и организации таможенной деятельности ФГАОУ ВО «РУТ» (МИИТ), Россия, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, E-mail: allaa.s@ya.ru, ORCID: 0000-0003-2995-5065
Кузина Маргарита Николаевна кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента АНО ВО «Российский новый университет» (РосНОУ), 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 22, E-mail: kuzina-margarita@ya.ru, ORCID: 0000-0001-7784-6184

В статье рассмотрены вопросы организационно-методического характера проведения внутреннего финансового контроля коммерческих организаций. Большое внимание уделяется процедуре контрольных мероприятий, в частности, контролю сохранности активов, контролю за соблюдением законов и нормативных актов, имеющих важное значение для целей деятельности коммерческих организаций, определены требования к качеству оформляемых документов, раскрываются количественные и качественные критерии оценки контрольных мероприятий.

Литература:

1. В.В. Путин назвал главную цель нацпроектов, 20 июня 2019 г. // Официальный сайт портала IZ.RU: http://iz.ru/.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 22.04.2020).

3. Демин С.С., Столяров Н.С., Семенова А.А. Перспективы развития воздушного транспорта в условиях глобализации: монография. — М.: КноРус, 2020. — С. 232.

4. Столяров Н.С. Финансовый контроль в системе стратегического управления социально-экономическим развитием России (теория и практика): монография. — М.: Изд-во РГСУ, «Союз», 2006. — С. 49.

5. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль. — М.: Питер, 2004. — С. 476–477.

Коммерческая организация — одно из ключевых понятий рыночной экономики. Согласно Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (далее — ОКПФ), юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационноправовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Поскольку все коммерческие организации ведут финансовую деятельность, поэтому они нуждаются в контроле за законностью и правильностью распределения и перераспределения финансовых ресурсов, а также за законностью предоставления информации о финансовом состоянии предприятия (организации) в разрезе всех установленных показателей.

Финансовый контроль — важнейшая категория экономической теории [3]. Согласно ст. 265 БК РФ, государственный и муниципальный контроль подразделяется на внутренний и внешний [2]. Исходя из того, что в Российской Федерации создана и постоянно совершенствуется единая система финансового контроля, такое же деление видов финансового контроля приемлемо и для других субъектов хозяйственной деятельности.

Система внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности, организованная руководством коммерческой организации, дает возможность более эффективно управлять предприятием в соответствии с нормами, установленными законом.

При оценке состояния системы внутреннего контроля можно использовать положения Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторского риска и внутренний контроль, осуществляемый аудиторским лицом» (ФПСАД № 8), утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405.

Оценка системы внутреннего контроля проверяемой организации может либо положительно, либо отрицательно повлиять на оценку конкретных процедур контроля. Например, доказательства неэффективности системы внутреннего контроля могут вызвать сомнения при оценке определенного финансового отчета. И, наоборот, при наличии доказательств эффективности внутреннего контроля можно уменьшить число объектов внешней проверки. Недостатки системы внутреннего контроля могут создать условия, которые приведут к искажению сведений в финансовой отчетности, поэтому при обнаружении таких недостатков необходимо предвидеть возможные последствия и организовать более тщательный анализ отчетности.

Для Цитирования:
Столяров Николай Сергеевич, Семенова Алла Анатольевна, Кузина Маргарита Николаевна, Организация и методика проведения внутреннего финансового контроля коммерческой организации. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: