Коммерческая организация — одно из ключевых понятий рыночной экономики. Согласно Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (далее — ОКПФ), юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационноправовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Поскольку все коммерческие организации ведут финансовую деятельность, поэтому они нуждаются в контроле за законностью и правильностью распределения и перераспределения финансовых ресурсов, а также за законностью предоставления информации о финансовом состоянии предприятия (организации) в разрезе всех установленных показателей.
Финансовый контроль — важнейшая категория экономической теории [3]. Согласно ст. 265 БК РФ, государственный и муниципальный контроль подразделяется на внутренний и внешний [2]. Исходя из того, что в Российской Федерации создана и постоянно совершенствуется единая система финансового контроля, такое же деление видов финансового контроля приемлемо и для других субъектов хозяйственной деятельности.
Система внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности, организованная руководством коммерческой организации, дает возможность более эффективно управлять предприятием в соответствии с нормами, установленными законом.
При оценке состояния системы внутреннего контроля можно использовать положения Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторского риска и внутренний контроль, осуществляемый аудиторским лицом» (ФПСАД № 8), утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405.
Оценка системы внутреннего контроля проверяемой организации может либо положительно, либо отрицательно повлиять на оценку конкретных процедур контроля. Например, доказательства неэффективности системы внутреннего контроля могут вызвать сомнения при оценке определенного финансового отчета. И, наоборот, при наличии доказательств эффективности внутреннего контроля можно уменьшить число объектов внешней проверки. Недостатки системы внутреннего контроля могут создать условия, которые приведут к искажению сведений в финансовой отчетности, поэтому при обнаружении таких недостатков необходимо предвидеть возможные последствия и организовать более тщательный анализ отчетности.