Водная система нашей страны насчитывает более 2,5 млн рек, общей протяженностью в 8 млн км, а также 3 млн озер. Через реки на территории страны возведено на постоянной основе всего 42 тысячи мостов, из которых только у 20 % состояние признано хорошим. В связи с этим вопросы организации и безопасной эксплуатации зимних ледовых переправ через реки нашей страны еще многие годы останутся актуальными для обеспечения бесперебойной работы транспортной системы в зимний период времени. Прошедшей зимой для обеспечения этой цели в регионах страны прошли техническое освидетельствование и были допущены к эксплуатации 814 ледовых переправ.
Под ледовой переправой в соответствии с ГОСТ-58948–2020 п. 3.2. понимается «сезонная автомобильная дорога, состоящая из конструктивных элементов, предназначенная для движения транспортных средств с покрытием проезжей части изо льда, уплотненного снега и льда, проложенная по замерзшему льду рек и озер» [1].
В соответствии с приложением 1 к Приказу №731 МЧСР от 30.09.2020 для получения разрешения на открытие ледовой переправы достаточно подать заявление-декларацию по установленному образцу не менее чем за 10 рабочих дней до планируемого начала работы переправы. Рассмотрение заявления-декларации производится надзорным органом «в течение 3 рабочих дней с даты его регистрации и направляется уведомление с информацией о присвоенном регистрационном номере должностным лицом подразделения ГИМС МЧС России в адрес владельца объекта» [2].
По степени значимости ледовые переправы разделены на 4 группы: федерального, регионального, местного значения и частные. В зависимости от принадлежности к группе к ледовым переправам предъявляются определенные ограничения и требования. Контроль за их выполнением возложен на сотрудников ГИМС МЧС России. Внутри каждой группы производится распределение по критериям протяженности, числу полос, периодичности и продолжительности эксплуатации переправы, которые приведены в материалах табл. 1.
Требования по геометрическим характеристикам ледовой переправы и ее полос приведены в материалах табл. 2 и проиллюстрированы схемой на рис. 1.