Важнейшим направлением государственной политики на современном этапе является сохранение жизни не только жителей сегодняшней России, но и будущих поколений. В этом контексте стратегия развития здравоохранения в целом и службы родовспоможения в частности является отправной точкой для повышения роли отрасли в охране здоровья населения и укрепления функций системы здравоохранения (Баранов А.А., 2009; Стародубов В.И., Суханова Л.П., Сыченков Ю.Г., 2011; Доклад о состоянии здравоохранения в Европе, 2012; Лисицын Ю.П., Журавлева Т.В., 2012; Суханова Л.П., 2012; Фролова О.Г. и др., 2012). При этом одним из векторов, определяющих приоритетность модернизации службы родовспоможения, можно обозначить охрану материнства и детства, повышение рождаемости, снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности (Стародубов В.И., Суханова Л.П., Цыбульская И.С., 2009; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»; Полунина Н.В. и др., 2013; Программа развития перинатальных центров в Российской Федерации, 2013).
За последнее десятилетие в стране сформировалась положительная динамика демографических показателей. Однако, по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, уровень младенческой смертности в России (по новым критериям рождения) в 2013 году составил 8,2‰, что на 10,8% выше, чем в 2011 году (7,4‰). Уровень перинатальной смертности увеличился на 34,6% — с 7,16 в 2011 году до 9,64 на 1000 родившихся живыми и мертвыми в 2013 году (Суханова Л.П., Леонов С.А., 2009; Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации, 2013; Суханова Л.П., 2013).
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период 2014–2015 годов с учетом ориентиров, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», и задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, к числу негативных факторов относит структурные изменения, обусловленные сокращением числа женщин репродуктивного возраста 20– 29 лет при одновременном увеличении численности женщин в возрасте 30–39 лет, а также рост отложенных рождений первого ребенка на более поздний период.