Экспертно-аналитическую деятельность в организациях государственного сектора, по нашему мнению, необходимо рассматривать как со стороны экспертизы (экспертного исследования), так и со стороны реализации аналитических функций, так как оба направления деятельности имеют свои задачи.
Экспертно-аналитическая деятельность, осуществляемая Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, регулируется федеральными законами от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (в ред. от 07.02.2017 № 11-ФЗ), № 6-ФЗ, стандартами государственного аудита и другими подзаконными актами.
Раскроем сущность и содержание экспертной деятельности, осуществляемой в большей степени путем проведения экспертных (или аналитических) мероприятий по актуальным проблемам финансовой системы Российской Федерации, формирования и исполнения федерального бюджета, исследования причин возникновения нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий. В число процедур, осуществляемых путем применения экспертизы как метода исследования, можно отнести:
— подготовку предложений по формированию системы ключевых национальных показателей (индикаторов), определяющих уровень и качество социально-экономического развития Российской Федерации, выбор показателей (критериев) и методов их оценки;
— расчеты, подтверждающие влияние оценочных критериев на фактический уровень достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации внутренних и внешних факторов;
— оценку эффективности формирования, использования, управления и распоряжения бюджетными средствами, федеральной собственностью и иными ресурсами в целях обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации;
— экспертизу проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, финансово-экономические обоснования к ним по бюджетно-финансовым вопросам, вносимые на рассмотрение Государственной Думы; порядок внесения в них изменений, проверку и анализ обоснованности соответствующих показателей;