По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.15 DOI:10.33920/sel-10-2010-01

Организационно-технологические принципы совершенствования технического сервиса в АПК

Мишина З. Н. ст. науч. сотр., федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», г. Москва, E-mail: zoy4538@mail.ru

Для обеспечения высокоэффективной работы сельскохозяйственных машин и оборудования необходимо совершенствование системы технического сервиса в сельском хозяйстве путем создания специализированных сервисных центров. Система технического обслуживания в сельском хозяйстве характеризуется значительным снижением эффективности в связи с критическим физическим и моральным износом оборудования ремонтно-технических предприятий (РТП), низким уровнем и недостаточной квалификацией исполнительских кадров и руководителей предприятий агропромышленного комплекса (АПК). Эти изменения привели к потере для сельского хозяйства большинства РТП и их перевооружению на выпуск несельскохозяйственной продукции. По оценкам специалистов, в обслуживающих отраслях сельского хозяйства произошла утрата технологических производств и значительной части прикладной науки. Это особенно тревожно в связи с катастрофическим старением машин и дефицитом средств на их замену. Требуется улучшение общего состояния оснащенности ремонтных мастерских, обеспеченность имеющихся предприятий АПК производственными площадями составляет не более 50 %, технологическим оборудованием — не более 47, а технологической оснасткой и оснасткой рабочих мест — соответственно 15–40 %. Первоочередные направления модернизации инфраструктуры технического сервиса сельскохозяйственной техники связаны с обновлением технологической базы ремонта машин на основе достоверной оценки и анализа технологического уровня РТП, учитывающей целый ряд технологических, технических, организационных и экологических факторов производства. РТП не располагают необходимым оборудованием и приспособлениями для выполнения ряда операций технического обслуживания и текущего ремонта. Процесс развития инфраструктуры технического сервиса значительно отстает от уровня конструктивной и технологической сложности сельскохозяйственной техники. В силу технологических требований такие сложные узлы и агрегаты, как двигатели, гидрооборудование, топливные насосы отечественной и импортной сельскохозяйственной техники, не должны ремонтироваться в условиях хозяйств. В ряде работ доказано следующее положение: оценка технологического уровня ремонтных предприятий осуществляется на основе применения таких методов и средств технологической подготовки производства, которые соответствуют передовым достижениям науки и техники и обеспечивают высокую способность системы технического сервиса к ее непрерывному совершенствованию. Высокий технологический уровень предприятий технического сервиса является условием эффективной работы производства любого типа, обеспечивая его стабильность и надежность функционирования, гибкость и способность к адаптации, высокую интенсивность и безотходность.

Литература:

1. Черепанов С. С. Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве: учебник. — М.: ГОСНИТИ, 1986. — Ч. 1. — 144 с.

2. Мишина З. Н. Техническое сопровождение сельскохозяйственной техники в течение всего жизненного цикла машин / З. Н. Мишина // Техника и оборудование для села. — 2018. — № 5. — С. 41–43.

3. Диагностика и техническое обслуживание машин: учебник / А. Д. Ананьин, В. М. Михлин, И. И. Габитов и др. — М.: Академия, 2008. — 432 с.

4. Голубев И. Г. и др. Технический сервис — опыт и перспективы развития: науч. изд. / ФГБНУ «Росинформагротех». — М., 2011. — 337 с.

5. Экономика технического сервиса на предприятиях АПК: учебник / под ред. Ю. А. Конкина. — М.: КолосС, 2006. — 367 с.

6. Голубев И. Г. и др. Проблемы экономики технического сервиса в АПК / МСХ РФ. — М.: Росинформагротех, 2008. — 542 с.

7. Бурак П. И., Голубев И. Г. Анализ обновления парка сельскохозяйственной техники в федеральных округах Российской Федерации // Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК: Материалы XII Международной научно-практической интернет-конференции. — 2020. — С. 500–503.

8. Голубев И. Г., Мишуров Н. П., Гольтяпин В. Я., Апатенко А. С., Севрюги на Н. С. Системы телеметрии и мониторинга сельскохозяйственной техники // Аналитический обзор. — М., 2020.

9. Мишина З. Н. Состояние инженерно-технического обеспечения сельскохозяйственного производства России / З. Н. Мишина, П. А. Табаков // Труды ГОСНИТИ. — 2018. — Т. 130. — С. 12–19.

10. Волкова З. Н. Исследование состояния ремонтной базы сельского хозяйства и разработка нормативов планирования затрат на ремонт сельскохозяйственной техники / З. Н. Волкова, С. А. Горячев // Труды ГОСНИТИ. — 2013. — Т. 112. — Ч. 2. — С. 9–14.

Высокоэффективная и безопасная работа сельскохозяйственных машин и оборудования обеспечивается своевременным проведением всех видов технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР). Качественное и высокопроизводительное выполнение операций ТО и ТР требует наличия необходимого инструмента, технологической оснастки, эксплуатационных материалов, запасных частей и, главное, высококвалифицированных специалистов-исполнителей по всем видам работ и уровням управления процессами ТО и ТР. Выполнение указанных требований возможно только в условиях организованного сервисного центра, укомплектованного необходимым оборудованием и располагающего комплексом сооружений для обеспечения благоприятных условий реализации операций ТО и ТР, селективного сбора и временного хранения образующихся отходов.

Особенности сельскохозяйственного производства таковы, что реализующие его технологические процессы машины и оборудование распределены по территориям сельскохозяйственных предприятий, причем мобильные машины и агрегаты, составляющие основу машинно-тракторного парка, меняют места своей дислокации по мере выполнения работ на определенных участках. Такая ситуация усложняет проведение ТО и ТР сельскохозяйственных машин и оборудования, так как требуется доставка их в сервисные центры или выезд специалистов сервисных центров с необходимыми инструментом, оборудованием, материалами непосредственно к местам работы машин и оборудования или площадкам временного хранения. В результате происходит удорожание ТО и ТР и увеличиваются потери от простоя. Разумеется, указанные дополнительные затраты и потери должны сводиться к минимуму путем рациональной организации процессов ТО и ТР, для чего первоначально необходимо выбрать вариант выполнения ТО или ТР:

- проведение ТО или ТР в сервисном центре с доставкой обслуживаемой машины;

- проведение ТО или ТР в условиях хозяйства с выездом специальной бригады.

Выбор варианта выполнения ТО или ТР следует производить для каждого их вида с учетом сложности работ и дальности сервисного центра от конкретного хозяйства. Если принимать первый вариант, то возникает вопрос выбора способа доставки машины в сервисный центр. Так, самоходные машины могут своим ходом прибывать в сервисный центр или доставляться специализированным автотранспортным средством. Для стационарных машин и оборудования, навесных и прицепных средств способ доставки однозначно определен, но возможен выбор типа или марки специализированного автотранспортного средства.

Для Цитирования:
Мишина З. Н., Организационно-технологические принципы совершенствования технического сервиса в АПК. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: