Потребители техники, приобретая технику нового уклада, сталкиваются с необходимостью самостоятельно поддерживать ее работоспособность своими силами или с привлечением специализированных предприятий. Процесс поддержания работоспособности техники на оптимальном уровне связан с проведением целого ряда работ, которые требуют высококвалифицированных исполнителей и специального технологического оборудования. Особую сложность в осуществлении этого процесса ощущают потребители бывшей в употреблении импортной техники, срок службы которой превышает гарантийный период.
Общие затраты на ремонт машинно-тракторного парка (МТП) в период подготовки техники к полевым работам на 01.01.2018 увеличились по отношению к предыдущим годам с 49,5 млрд до 53,3 млрд руб.
Это объясняется тем, что расходы на содержание в работоспособном состоянии одной списочной единицы сельскохозяйственной техники увеличились на 12–15 %.
Основная доля затрат — 46,2 % — приходится на тракторы, почти в 2 раза меньше (25,2 %) — на зерноуборочные комбайны, 10,3 — на грузовые автомобили и оставшиеся 19 % затрат — на другие машины.
По всем видам техники сохраняется рост удельных годовых затрат на ремонт, приходящихся на одну списочную машину.
Доля ремонта машин, выполненного в ремонтно-технических предприятиях (РТП) и на ремонтных заводах (РЗ), минимальна и составляет по всемy парку тракторов 2,8 %, по составу энергонасыщенных тракторов класса 5 и 4 — соответственно 8,0 и 5,0, по зерноуборочным комбайнам — 2,9 %.
При больших сроках использования и несоблюдении требований, касающихся технического сопровождения сельскохозяйственной техники, возрастает количество и сложность ее отказов, что приводит к снижению производительности более чем в 2 раза. К каждому новому сельскохозяйственному сезону ремонту подвергается от 55 до 60 % парка тракторов и зерноуборочных комбайнов. Трудозатраты и стоимость ремонтных работ по мере старения парка имеют тенденцию ежегодного раста.
Создание инновационных предприятий для высокоресурсного ремонта с.-х. техники способствует снижению показателей затрат на 7–10 % за счет концентрации сервисных услуг на этих ремонтных предприятиях.