Права медицинских работников обеспечены не только общими нормами трудового законодательства: наработана обширная правоприменительная практика, включая ведомственные разъяснения и судебные постановления по трудовым спорам. Механизмы правовой организации трудовых отношений с участием медицинских работников продолжают развиваться.
Так, с 01.10.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 256-ФЗ «О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса РФ» [7]: нормы, посвященные регулированию трудовых отношений с участием медицинских работников, были дополнены специальной регламентацией правового положения руководителей бюджетных учреждений медицины, их заместителей и руководителей филиалов.
Обратим внимание, что законодатель сохранил общие подходы к регулированию правового положения руководителей медицинских бюджетных учреждений, их заместителей, а также руководителей филиалов медицинских бюджетных учреждений — аналогичные нормы, касающиеся руководящего состава, уже существуют в Трудовом кодексе РФ [4] применительно к бюджетным учреждениям образования и науки. Сравним соответствующие нормы, представленные в таблице 1.
Уточняя правовое положение заместителей руководителя бюджетной медицинской организации, законодатель отказался от ограничения срока их полномочий сроком трудового договора руководителя. Безусловно, в деятельности медицинской организации такая модель позволит повысить стабильность администрирования и независимость назначения заместителей руководителя от назначения или прекращения полномочий руководителя организации.
Теперь остановимся на правовом механизме предоставления медицинским работникам такой конституционной гарантии [1], как право на ежегодный оплачиваемый отпуск1 . Трудовым кодексом РФ [4] установлена обязанность соблюдать график отпуска, согласованный сторонами трудового договора и утвержденный работодателем: «График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника»2 .