В условиях мировой глобализации уровень академической мобильности студентов растет из года в год. Экспорт образовательных услуг экономически выгоден не только университетам, которые зарабатывают на обучении иностранных студентов, но и государству в целом, поскольку продвижение «бренда» национального образования способствует укреплению позиций государства на мировой арене, усилению его политического влияния. Кроме того, продажа образовательных услуг является одной из альтернатив сырьевому экспорту и важным источником дохода для образовательных учреждений.
Ведущие страны мира конкурируют за возможность привлечения иностранных студентов и лучших специалистов в области образования. Не случайно рейтинговые списки университетов (как, например, QS University Rankings) получают все большее распространение во всем мире, а международная деятельность учебного заведения — это один из показателей оценки его эффективности.
Первые строчки в рейтинге лучших мировых университетов традиционно занимают вузы США и Великобритании. Традиционно в группу стран с развитой системой образования входят также Швейцария, Австралия, Канада, Китай. По данным QS University Rankings, в 2018 г. (последний из вышедших на середину апреля 2020 г. ренкингов) лишь один российский вуз — МГУ им. Ломоносова — вошел в топ лучших университетов, заняв 95-е место из 100 [1].
По объему доходов от экспорта образования Россия занимает 6-е место в мире после США, Австралии, Великобритании, Канады и Франции. Согласно статистическим исследованиям, проведенным НИУ ВШЭ, доход от экспорта российского образования в 2016 г. составлял всего лишь 0,2 млрд долл. США, в то время как доход США, лидера в сфере экспорта образовательных услуг, — около 30 млрд долл. США [2]. Учитывая значительные возможности образовательной системы Российской Федерации, полагаем, что потенциал роста бюджетных доходов от экспорта образовательных услуг во многом зависит от организационно-правовых основ системы обучения иностранных студентов в России.