По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.4 DOI:10.33920/vne-04-2004-07

Организационно-правовые механизмы экспорта образования в Российской Федерации

Тетерятников Кирилл Семёнович канд. юрид. наук, д-р экономики и менеджмента, академик, советник АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка», член правления Вольного экономического общества, Международная академия менеджмента, 107078, г. Москва, пр-т Академика Сахарова, д. 9, e-mail: kteteryatnikov@yandex.ru
Камолов Сергей Георгиевич канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой государственного управления факультета государственного управления и политики, МГИМО МИД России 119454, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76, e-mail: publicgovernance@inno.mgimo.ru
Потоцкая Екатерина Дмитриевна исследователь кафедры государственного управления факультета управления и политики, e-mail: ekaterinapotockaya@yandex.ru МГИМО МИД России 119454, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76

Статья посвящена анализу правовых основ и организационных моделей экспорта образовательных услуг в Российской Федерации. Авторы полагают, что продажа образовательных услуг иностранным юридическим и физическим лицам может стать одной из альтернатив сырьевому экспорту и важным источником дохода для образовательных учреждений и бюджета страны. Нормативная правовая база для развития экспорта образовательных услуг в Российской Федерации, несмотря на отдельные ее недостатки, позволяет вполне эффективно продвигать интересы российских вузов как в России, так и за рубежом, однако далеко не все вузы сами готовы к такой деятельности. В рамках федерального проекта «Развитие экспортного потенциала российского образования» были предложены пять моделей экспорта образовательных услуг российскими вузами. Вместе с тем, по мнению авторов, увеличению экспортных показателей также могли бы способствовать введение двуязычных бакалаврских, магистерских и аспирантских программ обучения, создание единого реестра аккредитованных поставщиков российских образовательных услуг, разработка списка экспортных дисциплин и стандартов их преподавания.

Литература:

1. The QS University Rankings [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.topuniversities. com/university-rankings/worlduniversity-rankings/2018 (дата обращения: 15.04.2020).

2. Российский постиндустриальный экспорт: вызовы и перспективы: доклад к XVIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 11–14 апр. 2017 г. / Рук. авт. колл. Н. В. Акиндинова, Л. И. Якобсон; НИУ «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017 — С.14.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.04.2020).

4. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 мая 2017 г. № 6) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// static.government.ru/media/files/DkO XerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf (дата обращения: 15.04.2020).

5. Иноземцева Е. С. Место России как экспортера на мировом рынке образовательных услуг / Е. С. Иноземцева // Креативная экономика. — 2009. — № 9. — С. 17–23.

6. Клячко Т. Л., Краснова Г. А. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в мире и России / Т. Л. Клячко, Г. А. Краснова // Экономика науки. — 2015. — Т. 1. — № 2 — С. 102–108.

7. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 04.10.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_286474/92 d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee 5633b/ (дата обращения: 15.04.2020).

8. Арефьев А. Л. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2018. — Вып. 15. — 184 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: socioprognoz. ru›files/File/2018/Arefiev…2018_00/ (дата обращения: 15.04.2020).

9. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019– 2025 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_310139/ (дата обращения: 15.04.2020).

10. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_191669/ (дата обращения: 15.04.2020).

11. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.5top100.ru/ (дата обращения: 15.04.2020).

12. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2012 № 2006-р (ред. от 12.03.2016) «Об утверждении плана мероприятий по развитию и повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди мировых научно-образовательных центров» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_137181/ (дата обращения: 15.04.2020).

13. Распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2019 г. № 179-р «О распределении субсидий ведущим университетам в целях повышения их международной конкурентоспособности» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.5top100.ru/ documents/regulations/97332/(дата обращения: 15.04.2020).

14. Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2020 № 398-р «О распределении субсидий ведущим университетам в целях повышения их международной конкурентоспособности» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.5top100.ru/ documents/regulations/118664/(дата обращения: 15.04.2020).

15. ГИВЦ Министерства образования и науки Российской Федерации. Информационная система анализа деятельности образовательных организаций в сфере высшего и среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://indicators.miccedu.ru (дата обращения: 15.04.2020).

16. Центр экономики непрерывного образования (ЦЭНО РАНХиГС) *МОО. Информация для всех [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ifap.ru›cfeoll/disc/content/books/30. pdf (дата обращения: 15.04.2020).

17. План деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на период с 2019 по 2024 год» (утв. Министерством науки и высшего образования России 08.02.2019) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_318476/ (дата обращения: 09.04.2020).

18. Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года и план мероприятий по реализации этой стратегии, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. № 1797-р.

В условиях мировой глобализации уровень академической мобильности студентов растет из года в год. Экспорт образовательных услуг экономически выгоден не только университетам, которые зарабатывают на обучении иностранных студентов, но и государству в целом, поскольку продвижение «бренда» национального образования способствует укреплению позиций государства на мировой арене, усилению его политического влияния. Кроме того, продажа образовательных услуг является одной из альтернатив сырьевому экспорту и важным источником дохода для образовательных учреждений.

Ведущие страны мира конкурируют за возможность привлечения иностранных студентов и лучших специалистов в области образования. Не случайно рейтинговые списки университетов (как, например, QS University Rankings) получают все большее распространение во всем мире, а международная деятельность учебного заведения — это один из показателей оценки его эффективности.

Первые строчки в рейтинге лучших мировых университетов традиционно занимают вузы США и Великобритании. Традиционно в группу стран с развитой системой образования входят также Швейцария, Австралия, Канада, Китай. По данным QS University Rankings, в 2018 г. (последний из вышедших на середину апреля 2020 г. ренкингов) лишь один российский вуз — МГУ им. Ломоносова — вошел в топ лучших университетов, заняв 95-е место из 100 [1].

По объему доходов от экспорта образования Россия занимает 6-е место в мире после США, Австралии, Великобритании, Канады и Франции. Согласно статистическим исследованиям, проведенным НИУ ВШЭ, доход от экспорта российского образования в 2016 г. составлял всего лишь 0,2 млрд долл. США, в то время как доход США, лидера в сфере экспорта образовательных услуг, — около 30 млрд долл. США [2]. Учитывая значительные возможности образовательной системы Российской Федерации, полагаем, что потенциал роста бюджетных доходов от экспорта образовательных услуг во многом зависит от организационно-правовых основ системы обучения иностранных студентов в России.

Для Цитирования:
Тетерятников Кирилл Семёнович, Камолов Сергей Георгиевич, Потоцкая Екатерина Дмитриевна, Организационно-правовые механизмы экспорта образования в Российской Федерации. Международная экономика. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: