По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 343.1

Организационно-правовые формы коммерциализации деятельности бюджетного учреждения

Лебедев В.А. канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник ОНЦ «Кибернетика», ФГБУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36
Лебедева Е.И. канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт ИПБ России, E-mail: avpra@mail.ru

В статье рассмотрены особенности правового положения бюджетного учреждения, коммерческие возможности бюджетного учреждения (вуза), практические случаи участия вуза в хозяйственных отношениях, во внедрении научных разработок. Проведен анализ нормативных актов, позволяющих вузу активизировать внедрение результатов интеллектуальной деятельности. Рассмотрены договоры коммерческой концессии, простого товарищества (договор о совместной деятельности) и их применимость в деятельности вуза в современных условиях. Предложены альтернативные пути внедрения творческих результатов работников вуза (преподавателей, научных сотрудников) в форме служебных разработок, исключительные права на которые принадлежат работодателю.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

2. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

3. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в рамках подпрограммы “Институциональное развитие научно-исследовательского сектора” государственной программы Российской Федерации “Развитие науки и технологий” на 2013–2020 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.сonsultant.ru.

4. Гафуров И. Общий интерес // Известия. 2017. 22 марта.

5. Качкова О.Е., Егупова О.А. Образование как отрасль социальной сферы // Социальная политика и социология. — 2009. — № 7 (49). — С. 348–355.

6. Лебедева Е.И., Лебедев В.А. Механизмы обеспечения эффективности бюджетного учреждения // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2017. — № 5–6.

Тридцать лет тому назад законодатель, следуя требованиям перестроечного времени, отошел от исключительно публичного к преимущественно частному правовому регулированию общественных отношений1. В первую очередь в период перестройки, начавшейся, как известно, в 1987 г., внимание законодателя было приковано к частному интересу, что обеспечивало бурное развитие рыночных отношений. Однако это, безусловно, коснулось и бюджетной сферы, в которой появились ростки коммерциализации, правда, на первых порах в жестких рамках государственного администрирования.

Так, для бюджетных учреждений высшего образования была установлена возможность осуществлять платную деятельность, приносящую вузу доходы2. Это нововведение не означало, что вуз становился равноправным участником рыночных отношений; напротив, государство жестко ограничило права вуза как в отношении распоряжения имуществом, так и в отношении видов деятельности, регламентируя и то, и другое специальным законом и уставом вуза.

Вместе с тем Гражданский кодекс РФ еще в 1995 г. предусматривал для учреждения в отношении имущества, закрепленного за ним собственником (учредителем), право оперативного управления, которое существенно ограничивает права учреждения по распоряжению этим имуществом3 . И в настоящее время в соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ «…бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом».

При этом бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы (не прибыль!), полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Для Цитирования:
Лебедев В.А., Лебедева Е.И., Организационно-правовые формы коммерциализации деятельности бюджетного учреждения. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: