Тридцать лет тому назад законодатель, следуя требованиям перестроечного времени, отошел от исключительно публичного к преимущественно частному правовому регулированию общественных отношений1. В первую очередь в период перестройки, начавшейся, как известно, в 1987 г., внимание законодателя было приковано к частному интересу, что обеспечивало бурное развитие рыночных отношений. Однако это, безусловно, коснулось и бюджетной сферы, в которой появились ростки коммерциализации, правда, на первых порах в жестких рамках государственного администрирования.
Так, для бюджетных учреждений высшего образования была установлена возможность осуществлять платную деятельность, приносящую вузу доходы2. Это нововведение не означало, что вуз становился равноправным участником рыночных отношений; напротив, государство жестко ограничило права вуза как в отношении распоряжения имуществом, так и в отношении видов деятельности, регламентируя и то, и другое специальным законом и уставом вуза.
Вместе с тем Гражданский кодекс РФ еще в 1995 г. предусматривал для учреждения в отношении имущества, закрепленного за ним собственником (учредителем), право оперативного управления, которое существенно ограничивает права учреждения по распоряжению этим имуществом3 . И в настоящее время в соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ «…бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом».
При этом бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы (не прибыль!), полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.