По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.01

Организационная структура управления — основа эффективной деятельности предприятия

Организационный процесс, или процесс создания организационной структуры предприятия предполагает деление его на подразделения (отделы и службы) и установление полномочий руководителей всех уровней в соответствии с выбранными стратегиями. Эти полномочия предопредяляют права руководителей в использовании ресурсов предприятия и концентрировании усилий его сотрудников на выполнение тех или иных поставленных задач. От того, насколько успешно сформирована структура предприятия, в значительной мере зависит эффективность его дальнейшего функционирования.

Существует правило, которое впервые сформулировал американский социолог и консультант по вопросам управления и пионер в области теории организаций и организационного поведения Мэри Паркер Фоллетт (1868— 1933): «Если руководитель не делегировал полномочия, а вместе с ними и задачу, значит он должен выполнить ее сам». В случае роста компании руководитель может не справиться со своими полномочиями, а также их делегированием. Поэтому так важно наиболее правильно сформировать структуру предприятия, которая позволит наиболее рационально распределить его силы и ресурсы.

Ответственность — это некое обязательство выполнять имеющиеся или поставленные задачи и отвечать за их успешное разрешение. Ответственность нельзя делегировать. Уровень ответственности определяет и уровень заработной платы специалистов управляющих звеньев.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должностям, а не личностям. Пределы полномочий устанавливаются функциональными ограничениями.

Организационная структура управления, применяемая во многих современных предприятиях (компаниях), построена в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ в., и получила название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее полную трактовку этого понятия (концепции рациональной бюрократии) дал немецкий социолог, философ, историк и экономист Максимилиан Карл Эмиль Вебер (1864—1920), известный под именем Макс Вебер, включив в него принципы:

• иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;

• соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;

• разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;

• формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;

Для Цитирования:
Организационная структура управления — основа эффективной деятельности предприятия. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: