Существует правило, которое впервые сформулировал американский социолог и консультант по вопросам управления и пионер в области теории организаций и организационного поведения Мэри Паркер Фоллетт (1868— 1933): «Если руководитель не делегировал полномочия, а вместе с ними и задачу, значит он должен выполнить ее сам». В случае роста компании руководитель может не справиться со своими полномочиями, а также их делегированием. Поэтому так важно наиболее правильно сформировать структуру предприятия, которая позволит наиболее рационально распределить его силы и ресурсы.
Ответственность — это некое обязательство выполнять имеющиеся или поставленные задачи и отвечать за их успешное разрешение. Ответственность нельзя делегировать. Уровень ответственности определяет и уровень заработной платы специалистов управляющих звеньев.
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должностям, а не личностям. Пределы полномочий устанавливаются функциональными ограничениями.
Организационная структура управления, применяемая во многих современных предприятиях (компаниях), построена в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ в., и получила название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее полную трактовку этого понятия (концепции рациональной бюрократии) дал немецкий социолог, философ, историк и экономист Максимилиан Карл Эмиль Вебер (1864—1920), известный под именем Макс Вебер, включив в него принципы:
• иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
• соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
• разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;
• формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;