По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330

Организационная культура предприятий и ее влияние на эффективность деятельности

Ахтямова А.А. кафедра управления персоналом, сервиса и туризма, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Шестакова Е. В. д-р экон. наук, доцент, кафедра управления персоналом, сервиса и туризма, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Представлена методика оценки организационной культуры и проведен ее анализ на примере предприятий нефтегазовой отрасли. Данная методика должна помочь руководителям и HR-специалистам оценить существующую в компании культуру и, если она не соответствует бизнес-целям, принять меры для ее корректировки.

Литература:

1. Грищенкова Я .С . Корпоративная культура как компонент стратегии инновационного развития на примере ПАО «НК “Роснефть”» // Научный альманах. – 2016. – № 4. – С. 63–69.

2. Камерон К ., Куинн Р . Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

3. Сидорова В .Н . Организационная культура как фактор эффективности компании // Управление корпоративной культурой. – 2013. – № 2. – С. 86–94.

4. Соломанидина Т .О . Организационная культура в таблицах, тестах, кейсах и схемах: учеб.-метод. материалы. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 395 с.

5. Шестакова Е .В . Управление персоналом организации: учеб. пособие. Оренбург: ОГУ, 2012. – 62 с.

Во многих компаниях идет переход к системе управления по ценностям и повышается внимание к влиянию элементов организационной культуры на эффективность деятельности компании. Начиная с XX в., организационную культуру считают одним из факторов эффективности. Однако, чтобы она действительно стала таковой, необходимо понять, какая культура существует в организации в данный момент и нужны ли какие-то изменения в ней.

Организационная культура в классическом виде представляет совокупность материальных, духовных, социальных ценностей, созданных и создаваемых сотрудниками компании в процессе трудовой деятельности. Она отражает неповторимость, индивидуальность компании.

Организационная культура формирует определенный имидж компании, отличающий ее от любой другой, обеспечивает репутацию на рынке и позволяет сохранять преданность клиентов, партнеров. Она формирует у сотрудников чувство уверенности и гордости за компанию, влияет на уровень текучести кадров, а также является средством, с помощью которого формируются и контролируются нормы поведения.

Одной из самых известных методик оценки культуры является методика К. Камерона и Р. Куинна. Авторы назвали ее OCAI (Organizational Culture Asessment Instrument). Согласно данной методике, чтобы определить, каких ценностей и убеждений следует придерживаться в компании, необходимо [1–3]:

1) оценить существующий тип культуры;

2) оценить тип культуры, который будет поддерживать стратегию компании;

3) разработать и реализовать план мероприятий по изменению корпоративных ценностей.

Проведем анализ организационной культуры предприятий нефтегазовой отрасли. Основной вид деятельности предприятий – добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата. Для анализа организационной культуры нефтегазовой отрасли рассмотрим следующие предприятия: ПАО «НК “Роснефть”», ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Татнефть».

Анализ организационной культуры проведем по методике К. Камерона и Р. Куинна конкурирующей ценности организационной культуры. С этой целью сотрудники организации заполнили анкеты, которые включают 6 блоков вопросов в двух измерениях – «теперь» и «предпочтительно» [4].

Для Цитирования:
Ахтямова А.А., Шестакова Е. В., Организационная культура предприятий и ее влияние на эффективность деятельности. Лин-технологии: Бережливое производство. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: