И вдруг в 1973 г. весь мир облетела новость-сенсация: австралийцы изобрели принципиально новый двигатель внутреннего сгорания! Вообще, те годы были богаты на разработки силовых установок революционных конструкций. По планете продолжал триумфальное шествие двигатель Ванкеля, над заумными стирлингами трудились десятки фирм, вроде бы даже возрождалась паровая машина на более высоком уровне. Многие специалисты и журналисты предрекали скорый конец классических поршневых ДВС, которым отводили от силы лет 10–15. Так что весть о новом моторе да еще под загадочным названием «орбитальный», щедро подогретая австралийской прессой, достигла ушей всех и каждого.
34-летний инженер Ральф Тони Сарич из города Перт ранее занимался железнодорожной техникой, пневмо- и гидравлическими насосами. Несколько необычная фамилия объясняется хорватским происхождением (родители эмигрировали в далекую Австралию еще в 1920-х). Иногда переводчики называли его Сэйричем или даже Сэйриком. Именно он оказался героем дня и изобретателем чудо-мотора.
Всем известная конструкция шиберного или коловратного насосов общеизвестна и проста. Внутри круглого корпуса вращается вал с эксцентриком. Несколько лопаток свободно установлены в прорезанных пазах корпуса и прижимаются к эксцентрику пружинами. При вращении вала полости между лопатками изменяют объем, что и используется для осуществления процесса. Лопатки могут быть установлены и в эксцентрике, в этом случае они скользят по корпусу, но принцип остается тот же. При всей своей простоте такая схема обладает существенными недостатками. Рабочее давление газа или жидкости нагружает лопатки, вызывая их сильный износ, а также износ пазов, по которым они скользят. Дело может даже дойти до заклинивания. Кроме того, край лопатки, скользящий по эксцентрику, контактирует с ним под переменным углом, а значит, должен быть закруглен. Такой линейный контакт ухудшает уплотнение. И если насосами такие агрегаты работать худо-бедно могут, то ДВС из них не получается никак.