из досье
Александр Александрович Шелупанов, ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, почётный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, науки и техники
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) — достаточно молодой вуз, ему всего 55 лет, но при этом он динамично развивается. Мы позиционируем себя как исследовательский предпринимательский университет, поскольку объёмы наших научных исследований составляют до 50% бюджета. В пересчёте на одного научно-педагогического работника, например по прошлому году, это более 1 млн 200 тыс. руб., что сравнимо с выработкой неплохой хайтековской компании. Учитывая, что всё-таки основная миссия университета — готовить квалифицированных специалистов, а не заниматься научными исследованиями, это очень достойный показатель.
Университет обладает мощной инфраструктурой. У нас имеется: восемь научно-исследовательских институтов; Институт дополнительного образования; Институт инноватики; Институт системной интеграции и безопасности; 13 факультетов; 35 кафедр; Центр профессиональной переподготовки; Научно-образовательный центр «Нанотехнологии».
В штате вуза работают 452 преподавателя, из которых 66 — доктора наук, 219 — кандидаты наук. Общая численность ППС — 675 человек на 11 тыс. студентов. Научных сотрудников — 177.
В своё время мы переломили представление профессорско-преподавательского состава о подготовке студентов и внедрили технологию группового проектного обучения. Суть его состоит в том, что со второго курса студенты включаются в реализацию реальных проектов. По этому пути мы идём уже достаточно давно.
До 2010 г. взаимодействие университетов с индустриальными партнёрами чаще воспринималось как «улица с двусторонним движением», чем «взаимовыгодное сотрудничество». Вуз сам по себе решал задачи подготовки выпускников в соответствии с требованиями ГОС, а предприятие выполняло свои производственные задачи. При этом требования у преподавателей и работодателей к важности тех или иных компетенций, формируемых у выпускника, не совпадали. А участие предприятий в подготовке студента сводилось лишь к взаимодействию с ним при прохождении практики.