По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Опыт Военно-медицинского музея по созданию полицентрического проекта на примере выставки «Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Медицинский детектив»

Анатолий Будко доктор медицинских наук

Военно-медицинский музей в процессе выставочного проектирования ставит перед собой задачу представить имеющуюся коллекцию медицинских артефактов сообразно заложенным в ней смыслам и потребностям современного общества. Обладая рядом особенностей, они требуют специфического подхода во время их интерпретации.

Литература:

1. Будко А.А. Полицентрическая модель музея // Мир музея. — № 284. — 04.04.2011. — С. 49–51.

2. Кириленко Е.И. Феномен медицины в горизонте культуры: теоретические основания анализа и этнокультурная специфика. — Томск: Изд-во ИОА СО РАН, 2008. — С. 36.

3. Клиническое обследование больных и написание академической истории болезни. Учебно-методическое пособие. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ. — Краснодар, 2018. — С. 7.

4. Клюкина А.И. Музеи естественно-научного профиля в духовной жизни общества // ВЕСТНИК КемГУКИ. — 2014. — № 27. — С. 23–29.

5. Павлова Н. Новые смыслы музейной коммуникации: от бытия знания к событию постижения // Музейная коммуникация: модели, технологии, практика. — М.: Российский институт культурологи МК РФ. 2010. — С. 83–97.

6. Фуко М. Рождение клиники. — М.: Смысл, 1998. — С. 115.

Один из специфических экспозиционных подходов был реализован в выставочном проекте «Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Медицинский детектив», перед которым стояла цель погрузить посетителя в алгоритм мыслительного процесса врача. Для этого была выбрана форма квеста-расследования, который использует подходы клинического мышления, применяемого медиками для постановки диагноза больному человеку.

Медицинские предметы, как правило, не являются легко считываемыми артефактами: способ применения большинства из них очевиден только профессионалам [4]. Некоторые хирургические инструменты вроде корнцанга и иглодержателя для большинства людей выглядят одинаково. Тем не менее их использование в хирургии различно. Но даже если способ применения медицинского инструмента известен посетителю, создателям необходимо объяснить историческое значение и культурологические смыслы экспоната. Например, широко известно, что микроскоп позволяет рассмотреть мельчайшие составляющие предметов. Известно, что Левенгук сконструировал микроскоп в XVII веке, ему же удалось рассмотреть в него микроорганизмы, однако его открытие опережало свое время и не использовалось в медицине. Обратить микроскоп на тело пациента в конце XIX века стало возможным, когда в медицине окончательно утверждается причинно-следственное мышление, предполагающее анализ симптомов, проявившихся у человека, и постановку на их основе диагноза, то есть утверждаются новый подход к осмотру пациента и взгляд на причины болезни.

Согласно воззрениям структуралистов, феномен медицины — это определенный дискурс или особым образом выстроенное сознание, которое проникает и вписывается в культуру [2]. Иными словами, трансформация в методах диагностики и лечения характеризует не только врачебную профессию, но и определенные изменения во всем обществе, позволившие этим переменам свершиться.

По своему назначению медицинские предметы могут выступать в качестве учебного пособия или представлять собой произведение искусства. В любом случае они связаны с определенными клиническими проявлениями и лечением болезней. В связи с этим некоторые из медицинских предметов, например анатомические рисунки, фотографии больных, муляжи повреждений тела и т.п., могут выглядеть отталкивающе, поэтому важно не только пояснять артефакты, но и разрабатывать специальную форму подачи, чтобы сделать их экспонирование актуальным и аттрактивным.

Для Цитирования:
Анатолий Будко, Дарья Борисова, Опыт Военно-медицинского музея по созданию полицентрического проекта на примере выставки «Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Медицинский детектив». Музей. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: