Число предприятий, которые извлекают выгоду из использования бережливых систем, пока не так велико, как за рубежом, но постоянно увеличивается.
Республика Татарстан, по результатам мониторинга, проведенного Департаментом социологии Финансового университета при правительстве РФ, признана регионом с самым высоким креативным потенциалом. Поэтому неудивительно, что Республика Татарстан первым приняла программу «Бережливое развитие » региона и выступает одной из наиболее успешных площадок по внедрению бережливого производства.
Машиностроительные предприятия республики с 2009 г. и по сегодняшний день активно используют и внедряют инструменты бережливого производства.
Методика бережливого производства – инновационный подход к менеджменту и управлению качеством, включающий в себя оптимизацию производственных процессов, ориентированную на пожелания потребителя, улучшение качества продукции, сокращение издержек [1].
«Бережливое производство» предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на рынок.
Самые известные и часто используемые инструменты бережливого производства – это, например, 5S, Andon, Kaizen, Muda, PDCA и др., – могут быть с легкостью тиражированы в сферу ЖКХ.
Внедрение подхода бережливого производства в сферу муниципального управления, особенно в сферу ЖКХ, – вопрос актуальный и подтверждаемый примерами как зарубежной, так и российской практики [2].
Для правильной адаптации бережливых технологий в сфере ЖКХ важно выделить специфические черты процессов в этой сфере услуг:
- важность информации. и эта информация должна быть полной, понятной и достоверной;
- значительная вариативность задач;
- большое число этапов передачи информации;
- скрытые выгоды и издержки от более эффективного предоставления услуг;
- отсутствие явной мотивации для ускорения оказания услуг [4].
По приблизительным оценкам, от 30 до 50 % затрат в организациях сферы услуг – это затраты, вызванные низкой скоростью удовлетворения нужд потребителя или переделками.